«Мы предлагаем современные направления». Чем привлекает учащихся колледж электроники - Общество на N1.BY


«На ощупь определяют породу и возраст дерева». Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила, как в колледже электроники учат ребят с особенностями развития не только программировать, но и понимать природу.

Столичные профессиональные колледжи и лицеи продолжают принимать документы от абитуриентов, желающих получить востребованные рабочие специальности. Ошибочно полагать, что учреждения ПТО и ССО предлагают молодым людям только строительные направления. Хотя и эту сферу сбрасывать со счетов не стоит. Город предлагает тысячи (!) вакансий таким рабочим, и зарплаты завидные. Но не всем нелегкий труд по душе. Минский государственный колледж электроники, например, готовит молодежь по самым модным нынче профессиям. Можно научиться программировать мобильные системы, заняться мехатроникой и наноэлектронными технологиями. Принимают ребят после 9 классов, по окончании обучения выпускник получает среднее специальное образование и несколько квалификаций. А 15 лет назад на базе колледжа открылся Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития. С тех пор IT-образование стало доступно и молодым людям, у которых есть отклонения в здоровье. Мы познакомились с ребятами, которые получают здесь специальность.

Техническое заключение

Андрей Лавренюк — будущий программист, после колледжа станет работать в сфере информационных технологий. Любит не только программирование, но и веб-дизайн.

— Учиться тяжело, но я приспособился. Темы требуют глубокого понимания и усидчивости в их освоении, — рассказывает Андрей.

С колледжем он связал свою жизнь после 9-го класса. Сначала поступил на уровень профессионально-технического образования. Получил две квалификации — «оператор ЭВМ» и «фотограф». На практике успел поработать на силикатном заводе, также делал снимки на документы на частном предприятии. Есть чем гордиться: и первым трудовым опытом, и приобретенными профессиями. А ведь юноша абсолютно не слышит окружающие звуки. С такой особенностью здоровья он пришел в колледж, на занятиях его сопровождает сурдопереводчик. Парень с оптимизмом смотрит в будущее.



— Сейчас я продолжаю обучение на уровне среднего специального образования. Буду техником-программистом, — утверждает молодой человек.

У Артема Евсиевича своя история. Парень — инвалид по зрению.

— Программировать начал еще в 6-м классе. Поступил в колледж, многое знал, но получил здесь более глубокие теоретические знания и практические навыки. Изначально думал пойти учиться в вуз на дистанционную форму. Но как раз здесь открыли похожую специальность для незрячих и слабовидящих детей. Подумал, что учиться в коллективе сверстников интереснее. Это был решающий фактор. Мне осталось совсем немного, и я буду дипломированным техником-программистом, — рассказывает Артем. — С таким диагнозом, как у меня, вариантов профессиональной реализации немного. Как ни удивительно, но самое востребованное направление, где могут преуспеть незрячие, — массаж. Но мне это не подходит.



Полученные в колледже знания парень применяет на практике. Написал программу для смартфона, помогающую студентам ориентироваться в расписании.

— Увлекаюсь программированием микроконтроллеров, участвовал в республиканском конкурсе WorldSkills, где занял третье место, — отмечает Артем.

Сегодня в колледже электроники могут найти себе профессию по душе ребята, имеющие нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Альтернатив для таких категорий абитуриентов в столице немного: лишь некоторые колледжи предлагают им возможность освоить рабочие специальности. В основном это швейное дело, строительство, бытовое обслуживание.

— Но особенность ребят — они интеллектуально развиты. Мы предлагаем им современные направления. Наши выпускники очень успешны. Например, ежегодно более 10 молодых людей с нарушением слуха распределяются на «Интеграл». На каникулах тоже заняты, зарабатывают. Знания знаниями, но прежде всего их учат адаптироваться в социуме, — рассказывает основатель центра профессиональной и социальной реабилитации Валерий Хасин.

Плюс фотостудия

Занятия организованы в филиале колледжа на улице Кнорина. Корпус полностью оборудован безбарьерной средой, оснащен специальными звуковыми извещателями.

— Вот наш кабинет, где проходит большинство пар. Здесь установлены стандартные компьютеры. На каждом рабочем месте — наушники. Они и клавиатура — основная связь с виртуальным пространством, — показывает свой учебный класс Артем.

Мониторы не загораются — ребятам они не нужны. Юноша усаживается за компьютер, его пальцы ловко бегают по клавиатуре. Он образцово держит осанку.

— Чтобы не сутулиться, я стараюсь использовать кресла без спинки, — замечает Артем. — Такой способ работы держит твое тело в тонусе все время.

В кабинете много замысловатой и непривычной нам техники. Например, есть принтер, который печатает объемным шрифтом.

— Очень полезная вещь. Особенно на математике, когда нужно изучать графики и схемы. Есть у нас документ-камеры, электронные лупы, позволяющие в разы увеличивать печатные изображения. А этот прибор каким-то волшебным образом синтезирует в звук любой текст, — Артем проводит экскурсию по кабинету.

— У нас есть новая фотостудия, — замечает Андрей Лавренюк. — Вообще, я всегда считал себя технарем. В колледже научился снимать и обрабатывать изображения с помощью компьютерных программ. Это очень творческий процесс, мне понравилось.

Парень показывает оборудованную современной техникой студию. Здесь есть зона для макросъемки, много прожекторов для идеальной настройки света во время работы.

— А эта здоровенная громоздкая штуковина, которая занимает треть комнаты, — плоттер. Он используется для широкоформатной печати, — поясняет он.

Чувствительная зона

В нынешнем году в колледже реализуют еще один интересный проект — создают во дворе учебного корпуса сенсорный парк.

— Чувствительность развивать крайне важно, а тем более у ребят с особенностями. Чтобы кроме компьютерных клавиш они как можно чаще прикасались к чему-то живому, мягкому, пушистому. Без этого мира звуков, запахов, ощущений человека не существует, — считает преподаватель колледжа эколог Раиса Дзевенская, которая с воодушевлением принялась наполнять сенсорный парк тактильными объектами.

Например, уже практически готова экологическая тропа. По ней нужно ходить босиком, желательно час в день. Тогда ступни будут получать природный массаж, и, как следствие, работа всех органов человека активизируется.

— А в этой зоне, например, разместили образцы стволов различных деревьев. Ребята, которые ни разу в жизни не видели их, трогая кору, могут определить вид и возраст растения. В колледже одна девушка даже обнимала деревья, говорила, что от каждого из них идет особое тепло, — улыбается Раиса Исаевна.

На территории сенсорного сада много площадок с ароматными растениями, специями — для изучения мира запахов. Заметили еще одно интересное приспособление: конструкцию с подвешенными атласными ленточками. На них закреплены колокольчики.

— Они создают звук в 10 дБ, что аналогично шуму в лесу, — поясняет педагог.

В дальнейшем сенсорный сад будет наполняться новыми объектами.

Кстати, его уже успели облюбовать и братья меньшие. Так, зачастил сюда ушастый житель леса. Остается загадкой, как заяц пробирается через плотные жилые кварталы. Но заходит во дворик колледжа периодически. Возможно, ищет что-нибудь съестное или просто находит здесь укрытие, улавливая «шум леса» от мелодичных колокольчиков.

Справочно

Учреждения профессионально-технического образования принимают документы от абитуриентов по 20 августа, среднего специального — по 3 августа (на базе 9 классов) и по 12 августа (на базе 11 классов).

С 1 сентября в колледже электроники начинается подготовка на уровне ССО по специальности «Фотография». Поступать сюда могут ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата после 11 классов.

Фото Сергея Лукашова