Памяти Элеоноры Езерской. Как проект «Музыкальный салон» стал уникальным в Беларуси - Культура и кино на N1.BY


Корреспондент газеты «Вечерний Минск» вспоминает Элеонору Езерскую — ту, чье место в белорусской культуре так никто и не занял.

Фото sb.by

Уходящий июль ассоциируется не только со «Славянским базаром», но и с Элеонорой Езерской. На этом фестивале при любых обстоятельствах она была примой. Бывало, отмечала в Витебске свой день рождения. Ныне 8 июля Э. Езерской исполнилось бы 75 лет. Можно представить, в какой умопомрачительной шляпке она появилась бы на публике!..



Семь лет назад упокоена на Восточном кладбище. Родилась в Минске, умерла в Минске и всегда была здесь центровой — так она о себе говорила. «Квартиры разные, но из центра я не выезжала». Однако центровой она была еще и потому, что обладала умом и харизмой, образованием и воспитанием. Не стеснялась нарушать глупые каноны. Позволяла себе быть яркой, что у белорусок как-то не приветствуется. Женщина-радуга…

Ее путь на телевидение тоже особый. В 5 лет вышла на подиум Дома моделей в качестве юной манекенщицы. А в 17 снялась в рекламе для журнала, который издавался в Чехословакии. Окончила музыкальное училище, консерваторию, читала лекции по истории европейской музыки. Золотоволосую умницу манила Москва, однако Минск проявил инициативу и предложил выпускнице консерватории ставку музыкального комментатора на телевидении.



Первая в СССР именная телепередача появилась в Минске, и называлась она «Музыкальный салон Элеоноры Езерской». Полностью авторская.

Езерская сама верстала «Музыкальный салон». Выбирала темы и героев. Ездила в архивы, перебирала фонды. Погружалась в эпоху, о которой хотела рассказать. Писала тексты. Нашла для своей передачи не просто душевный, а по-особому теплый голос.

Голос Езерской, умение внятно рассказывать про искусство — про Шопена и Штрауса, русские романсы и музыку отечественных композиторов, подача себя в качестве дивы (салон!) — все это в определенной мере двинуло вперед белорусское телевидение. Такого музыкального просвещения не делали даже в Москве. Ну, а сейчас, похоже, не делают нигде.



Она была гением общения. Советские звезды мировой величины становились ее друзьями и, бывая в Минске, приходили в гости. Владимир Высоцкий, Микаэл Таривердиев, Андрей Петров, Гия Канчели, Вахтанг Кикабидзе…

С какого-то момента искусствовед, музыкальный просветитель стала делать акцент на национальной музыке. Ох как доставалось белорусской эстраде — ее безликой, попсовой части. Езерская везде хотела видеть личностное начало и изгоняла пошлость. Но… Изгнали ее. Новый век начался без «Музыкального салона». Как ни боролась автор за свое детище, в начале нулевых руководство БТ закрыло передачу. Разумеется, Езерская не сразу ушла с телевидения, работала также на радио, снималась в кино, вела концерты…

Ее любили журналисты: интервью Езерской всегда хорошо читались. В этих интервью — ненавязчивая философия, легкое дыхание… «Вечерний Минск», по признанию Элеоноры Аркадьевны, был ее любимой газетой. Так вышло, что одно из своих последних интервью она дала нам: «Надо работать над собой всю жизнь, даже над выражением лица. Читать умные книги, не дружить с дурами. Кстати, мои подруги в молодости всегда были умнее и лучше меня… Если прожил большую часть жизни и не нажил себе врагов, то какой-то странный ты человек. Когда кто-то говорит: «Элеонора, у тебя плохой характер», я отвечаю: «Глупости. Просто у меня характер есть».

…Одних восхищала, других раздражала. Говорила о себе, что эгоистка и эгоцентристка. Говорила честно, хотя теперь, оглядываясь, видим, что всю себя раздала людям. Может, это происходило непроизвольно? С ее уходом образовалась некая пустота…