Если застрял в лифте: что изменилось после модифицирования системы диспетчерского контроля на «Беллифте» - Общество на N1.BY

лифтлифтО диспетчеризации лифтов шла речь во время прошедшего в Контакт-центре Мингорисполкома Дня информирования, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Как рассказал заместитель главного инженера ОАО «Беллифт» Юрий Макей, с 2006 года на предприятии разработан и налажен серийный выпуск систем диспетчерского контроля СКИО «Беллифт». За это время технологии, обеспечивающие связь кабины лифта с диспетчерским пунктом, шагнули далеко вперед.



Раньше повсеместно использовались проводные кабельные линии. С одной стороны, для их монтажа и обслуживания не требовались высококлассные специалисты; с другой — тратились значительные средства на строительство, эксплуатацию, ремонт или замену сетей вследствие физического износа. При этом расстояние от кабины до диспетчерской не могло превышать 5 км, что не способствовало укрупнению пунктов. Сегодня в столице единицы лифтов-«старичков» функционируют по кабельной системе.



Благодаря СКИО «Беллифт» были внедрены альтернативные беспроводные способы связи. Сначала — с использованием технических возможностей операторов мобильной связи сети GSM. Легкость и скорость монтажа, удешевление эксплуатации. Но выявились и недостатки. Требовался достаточный уровень радиосигнала GSM, а этого трудно достичь в районах новой застройки, где нет развернутой сотовой связи, а также внутри зданий. Сказывалась зависимость от операторов (перебои в работе мобильной связи). Наконец, время соединения диспетчера с застрявшим в кабине пассажиром было не мгновенным, а с задержкой минимум в 5–10 секунд. От широкого применения такого варианта отказались — GSM-связь используется разве что на пассажирских платформах для инвалидов в пешеходных переходах.



Учитывая достоинства и недостатки названных способов, специалисты предприятия «Беллифт» модифицировали систему СКИО, внедрив в качестве канала связи технологию VPN (виртуальная частная сеть).

Как это работает в упрощенном прикладном виде?

— Как и в случае с GSM, на группу домов устанавливается оборудование, позволяющее подключиться к расположенному на нашем предприятии центральному диспетчерскому пункту, в том числе через обычные телефонные линии. Так, застрявший в кабине человек нажимает на кнопку связи. Диспетчер сразу же видит на пульте место расположения лифта, из которого поступил сигнал (в одном подъезде может быть два лифта), на каком этаже он застрял, открыты ли двери. Также получает другую информацию о состоянии лифта, позволяющую определить причину остановки кабины. Выехавшая аварийная бригада уже представляет, с каким нарушением будет иметь дело. При этом разговор с пассажиром осуществляется в режиме онлайн без каких-либо задержек, — объяснил Ю. Макей.

Время прибытия аварийного экипажа — до 45 минут. Все это время диспетчер остается на связи с пассажиром. Даже если причиной остановки стало прекращение электроснабжения жилого дома или административного здания, двусторонняя связь сохраняется на протяжении как минимум одного часа. На нее не повлияют и проблемы с доступом в Интернет у рядовых пользователей.

Специалист обратил внимание: основные причины застреваний по вине пользователей вертикального транспорта связаны с попытками раздвинуть двери либо изнутри кабины во время движения, либо снаружи, находясь на площадке. В последнем случае едущий в данной шахте лифт тоже останавливается. Автоматика безопасности может сработать и посадить кабину на ловители и при ее раскачивании или прыжках. Неудивительно, что количество подобных инцидентов увеличивается в периоды школьных каникул. А вот перегрузка была наиболее частой причиной в старых релейных лифтах — в них отсутствовало взвешивающее устройство. Современные же просто не поедут, если общий вес зашедших в кабину превышает допустимый.

Справочно

*На обслуживании ОАО «Беллифт» находятся более 8 500 единиц оборудования, в том числе свыше 7 500 в жилых домах (подавляющее большинство — в Минске). Из них 107 эксплуатируется более 25 лет.

*На центральную диспетчерскую службу предприятия в пер. Велосипедном подключены более 7 тыс. лифтов; на каждого из 10 диспетчеров (рабочих мест) приходится по 700–800 подъемников.