«Неправильная речь ребенка задерживает его дальнейшее развитие». Почему детям важно заниматься с логопедом - Общество на N1.BY

Специалисты уверяют: когда ребенок не выговаривает звуки и коверкает слова, дело не просто в неправильной позе языка во рту при разговоре — причина лежит гораздо глубже. Как решить эту проблему, корреспондент агентства «Минск-Новости» разбиралась с учителем-дефектологом Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Московского района Еленой Евхутой.

— Логопед выявляет и исправляет различные дефекты речи. Речевые нарушения характеризуются тем, что, возникнув, сами не исчезают, — говорит Е. Евхута. — Например, малыш не выговаривает определенные звуки или не произносит сложные слова, неправильно строит предложения, неточно согласует существительные с прилагательными и числительными, имеет бедный словарный запас. Мама не должна тянуть: при любых отклонениях, стоит обратиться к специалисту.



Чтобы вовремя заметить неладное, нужно знать, что должны уметь говорить дети в определенном возрасте.

— В норме к 5 годам малыш уже должен произносить свистящие «С» и «З», а к 5 годам формирование речи заканчивается. Если к этому периоду дети не говорят или искажают какие-то звуки, запускать нельзя, — поясняет специалист.

Но не только на произношение звуков стоит обращать внимание. Фантазировать, сочинять и доставать родителей сотнями «почему?» должен любой нормально развивающийся ребенок после 5 лет.



— С детьми надо говорить, и побольше, — убеждена Е. Евхута. — Сегодня родителям проще дать ребенку планшет со стрелялками, но речь не развивается при таких играх. Ребенок должен ее слышать. Даже грудничку важны ласковый голос мамы, певучие мотивы в обращении. Не зря в нашей традиции присутствуют колыбельные. Если речь, которую слышит ребенок, певучая, медленная, ее легче усвоить».

Логопед советует взять за правило разучивать с малышами потешки, песенки, небольшие четверостишия. Можно их учить с движения: отхлопывать и оттопывать. Также с малых лет хорошо развивать языковую гимнастику: цокаем, как лошадка, щелкаем. Надуваем мыльные пузыри, задуваем свечи, пускаем в ванной бумажные кораблики и длительной целенаправленной воздушной струей указываем им путь. Для ребенка это игра. Но так мы готовим малыша к произнесению правильных звуков в дальнейшем.



Речевые дефекты желательно исправить до школы, иначе проблем с учебой не избежать. Как рассказала Е. Евхута, звуки, которые ребенок не выговаривает, он не сможет и прочитать: будет коверкать слова, пропускать, заменять буквы, например, скажет не «экскаватор», а «экаватор».

Проблемы с чтением притянут за собой и двойки по математике. Ученик неправильно поймет условия задачи, а значит, неверно ее решит. Ему будет сложно пересказать задание по устному предмету, тому же «Человеку и миру», потому что речь несвязная и неразвитая. Если нарушен фонематический слух, ошибки возможны и на письме. Вместо «милиционер» в тетради появится «миниционер», а школьник и не заметит: он ведь так слышит.

Вместе с речью развивается мышление. У детей школьного возраста оно уже словесно-логическое. Звуки — только произносительная сторона, которая слышна. Но важно также, чтобы был развит словарный запас ребенка, чтобы он мог высказать свои мысли и озвучить потребности, правильно образовывал слова. Если вместо «металлический» школьник говорит «метальный», а сливовый сок у него превращается в сливный — это явно указывает: в развитии что-то не так.

— Где мама может получить помощь?

— Например, в нашем центре, — говорит учитель-дефектолог.— В кабинете ранней комплексной помощи занимаются с малышами с рождения до 3 лет. Если мама заметила, что грудничок не реагирует на звук, нет контакта глаза в глаза, специалисты центра помогут разобраться, в чем причина. И чем раньше начать такую работу, тем проще восстановить до нормы.

Помогают в центре и детям постарше. Сейчас тут занимаются 80 ребят с различными речевыми расстройствами. Около полугода нужно логопеду, чтобы поставить нужный звук и ввести его в речь. Если получается раньше, на занятия зачисляется следующий ребенок из базы данных.

В центре работают только с детьми с нетяжелыми нарушениями речи, периодичность занятий — 2–3 раза в неделю. Если ребенок нуждается в ежедневной коррекции, он может быть зачислен в специальную логопедическую группу в детском саду или на уроки к школьному учителю-дефектологу. Это решается на комиссиях с участием врачей, психологов и логопедов.

— Неправильная речь у ребенка задерживает или искажает его дальнейшее развитие, — говорит Ею Евхута. — Например, дети с заиканием могут из-за своей особенности получить психологическую травму, что в дальнейшем отразится на формировании личности. Обращаюсь к родителям: если вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, уверенными в себе, приходите за помощью к специалистам, не тяните. Неважно, кем станет ваш малыш в будущем: правильная речь пригодится ему в любой профессии.