«Они буквально заучивают, сколько и куда сделать шагов». Как незрячим помогают воплотить мечту — стать артистами - Коронавирус nCoV на N1.BY

В театральной студии «Скарб» помогают незрячим людям воплотить свою мечту — стать артистами. Подробнее о ее деятельности журналисту газеты «Минский курьер» рассказал руководитель коллектива Сергей Карбовский.

В репетиционном зале С. Карбовский расставляет стулья, отсчитывая шаги от одного предмета мебели до другого: здесь будет стоять диван, здесь — стол, здесь заканчивается сцена. Это очень важно, поскольку от актеров требуется не только выучить и сыграть свои роли. Им нужно точно помнить, в какой части сцены и на каком расстоянии будет размещен реквизит. Ведь большинство актеров его не увидят, они незрячие или слабовидящие. Театральная студия «Скарб» действует при предприятии «Светоприбор» Белорусского товарищества инвалидов по зрению.



С. Карбовский 17 лет проработал в Белтелерадиокомпании, 12 лет был режиссером в Могилевском областном театре драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске. Два года назад вернулся в Минск. Сейчас преподает в Белорусской государственной академии искусств, готовит будущих режиссеров телевидения, а чтобы не потерять сценическую закалку, ставит пьесы в студии «Скарб».

Это ни в коем случае нельзя назвать подработкой, — объясняет свою позицию собеседник.  Мы все очень серьезно относимся к нашим постановкам. И я, как режиссер, и артисты. У них есть огромное желание создавать творческие образы, развиваться. Они очень внимательные, быстро схватывают, тонко чувствуют, чуткие к замечаниям. Многие мечтали об этом с детства, но не думали, что смогут воплотить свою мечту в жизнь. Это прекрасные, талантливые и трудолюбивые ребята: Ирина Чередниченко, Любовь Пашукевич, Кристина Ровина, Екатерина Бильман, Елена Цай, Ольга Лукашевич.



За неполных два года студия поставила уже две пьесы: «Валентин и Валентина» Михаила Рощина и «Без Егора будет горе» Василия Ткачёва. Сейчас в работе третья — «Мазл тов!» Аси Котляр (Майи Тараховской). Присматриваются и к «Осторожно, женщины!» Андрея Курейчика.

Пока наиболее успешным в репертуаре оказался спектакль «Без Егора будет горе», поскольку зритель всегда лучше принимает комедии, чем мелодрамы. К тому же это современное произведение, которое близко многим из нас.



В актовом зале «Светоприбора» премьера прошла с аншлагом, зал был полон гостей. Большое спасибо руководству предприятия за поддержку. У нас очень хорошая сцена, много внимания уделяется творческим коллективам. Позже показали спектакль в Центральной библиотеке имени Янки Купалы. Многие даже не поняли, что актеры — инвалиды по зрению. Собирались выступать во всех библиотеках города, в Государственном музее истории белорусской литературы, но планам помешала пандемия. Для театральной студии это очень плохо. Артисты должны общаться со зрителями, чувствовать зал, его энергетику. Это один из наиважнейших моментов самореализации, — сетует режиссер.

Репетиция проходит по системе Станиславского. Всё, как в любом другом театре: начинают с разминки, работают с голосом. Затем разбор пьесы по сценам. С. Карбовский то и дело задает вопросы, помогая актерам лучше понять своего персонажа: «Чего хочет герой в начале сцены?», «К чему приходит в итоге?», «Как он изменился?»

Пьеса «Мазл тов!» — это забавная история о том, как одна еврейская мама хотела женить сына, да попалась на удочку аферистов. В сюжет умело вплетены еврейские анекдоты.

Андрей Мартынов репетирует роль Ицика, недалекого маменькиного сыночка, которого, собственно, и хотят женить:

— На «Светоприборе» уже 36 лет. Здесь разнообразные кружки и секции. И я посещаю многие из них. Увлекаюсь игрой на гитаре, выступаю с вокально-инструментальным ансамблем «Столица». Раньше занимался в кружке «Театр у микрофона», поэтому решил попробовать свои силы на сцене. Подход немного иной, нужно заучивать большие тексты. Но это очень интересное ощущение, когда перевоплощаешься в другого человека.

Екатерина и Мария Скобелевы близнецы. Но роли им достаются непохожие.

Мы отличаемся по темпераменту, характеру. Например, в пьесе «Мазл тов!» нам приходится взаимодействовать как двум посторонним людям. Я Дора — мать Ицека. Сестра — Сара, сваха. Я стараюсь представить вместо Маши другого человека. Думаю, нам это удается, — говорит Е. Скобелева.  Когда вживалась в образ, думала о героине, пыталась ее понять. Это не сразу приходит, нужно много трудиться. Так было и с маленькой ролью в «Без Егора будет горе», и с ролью проводницы Елизаветы в спектакле «Валентин и Валентина».

Соню, будущую невесту Ицика, немолодую даму с прескверным характером, играет Зарина Лысенкова, ее родителей — Ольга Лукашевич и Виталий Гарбуз.

У репетиционного процесса с незрячими артистами свои особенности. Режиссеру нужно выстроить мизансцену, проработать каждое движение, действие. С. Карбовскому помогает опыт работы на радио, ведь для радиоспектаклей тоже очень важны голос, интонация, дыхание.

Ориентироваться на сцене участникам нашей труппы приходится с помощью не зрения, а слуха и осязания. Необходима память физических действий. Ребята буквально заучивают, сколько в какую сторону сделать шагов. Следует обращать внимание на такие, казалось бы, мелочи: с какой стороны подойти к лавке, как обогнуть стол… Сказывается и то, что в студии играют непрофессиональные актеры, часто приходится начинать с азов. Но требования к ним предъявляю такие же, как и в обычном театре, никаких поблажек не делаю, — раскрывает секреты мастерства С. Карбовский.

Некоторые интересуются, могут ли они получить соответствующее образование. К сожалению, пока нет. В академии искусств есть группа, в которой учатся будущие актеры с нарушением слуха, но для инвалидов по зрению такой вариант не предусмотрен.

Помимо больших спектаклей в репертуаре студии небольшие сценки, интермедии, басни, стихи белорусских поэтов, чтобы труппа могла вписаться в любую концертную программу.

Еще одна особенность работы с незрячими и слабовидящими актерами — это способ заучивания. Каждый воспринимает текст так, как ему удобнее. Кто-то на слух, кто-то читает шрифтом Брайля, кому-то достаточно распечатать реплики большими буквами. С этим помогают специальные службы «Светоприбора», которые оснащены соответствующей техникой.

Для незрячих людей очень важен шанс проявить свои артистические способности. Хочется, чтобы такие коллективы, как наш, могли объединяться. Возможно, при помощи фестиваля театральных коллективов. Это было бы огромной радостью, — делится мечтой С. Карбовский.

Фото Ирины Малиновской





X