Как увлечь детей чтением - Новости России на N1.BY

— Сегодня часто можно услышать сетования на то, что читать люди стали редко, интернет фактически перевел многих людей на видеоформат. Хорошо это или плохо?

— Я с этим утверждением не согласна. Сейчас читают очень много. Мы просыпаемся и первым делом читаем в телефоне новости, посты в телеграмм-каналах. просматриваем социальные сети, поглощаем массу печатной информации. Вопрос, с моей точки зрения, не в количестве, а в качестве того, что мы читаем. Читаем ли меньше художественной литературы? Но с каким временем мы сравниваем?



Сейчас огромное разнообразие книг, тиражи стали меньше, но наименований гораздо больше, чем, например, в советское время. Появилось много произведений для подростков, целые подростковые серии, даже отделы подростковой литературы в издательствах. Думаю, по крайней мере поколение современных школьников будет читать больше, чем мое поколение. Плохо ли, если люди перестанут читать художественную литературу? Положительный ответ на этот вопрос мог бы обосновать любой нейробиолог. Наш мозг, когда мы читаем художественную литературу, задействует те области, которые «отдыхают», когда мы смотрим видео. Художественная литература учит читать между строк, мечтать, помогает путешествовать по другим мирам. Представьте себе: перед вами деревянная поверхность, на ней узоры - и вы видите ровно то, что видите. А теперь вы смотрите на белую страницу, на ней черные знаки, а в вашей голове появляются миры, герои, которым вы сопереживаете. Это же настоящее чудо, которое происходит в нашей голове, когда мы читаем.



— Чем принципиально отличается подход к чтению сейчас от доинтернетовского времени?

— В первую очередь, возможностями. Сейчас любую книгу можно найти практически мгновенно, для этого не нужно идти в библиотеку или в книжный магазин. Информации очень много, но она часто плохо систематизирована. Мы теряемся в информационном потоке. И хотя книги легко доступны, трудно найти то, что нужно. Иногда мешают алгоритмы поиска в поисковых системах. Изменить мнение о себе поисковика ещё сложнее, чем сломать стереотип, который сложился о тебе в школе. Поисковик узнаёт, что тебя что-то интересует и начинает бесконечно подсовывать аналогичные материалы - и ты попадаешь в ловушку сформированного поисковиком образа.



Думаю, сейчас многие люди читают и слушают книги параллельно. Например, в печатном виде на прикроватной тумбочке открыта одна книга, в машине в формате аудио другая, а в телефоне открыта третья — и все они читаются/слушаются параллельно.

Думаю, до эпохи интернета чтение было более медленным, а люди были более вдумчивыми читателями.

— Тем не менее, многие дети не слишком охотно берут книги в руки. Можно ли как-то увлечь ребенка чтением?

— Нужно предлагать книги с захватывающими сюжетами, такие, которые по-настоящему могут заинтересовать. Не нужно пытаться переключить ребёнка с фантастики на "серьезную" литературу, отрывать от Гарри Потера. Часто проблема не в том, что дети не читают, а в том, что читают не то, что хочется их родителям. Лучше дать подросткам свободу в выборе книг. У каждого поколения своя литература. Мы же не заставляем детей смотреть черно-белые фильмы. Конечно, нужно посмотреть фильмы с Чарли Чаплином и лучше в детстве и вместе со взрослыми, чтобы иметь возможность обсуждать. И читать серьезную литературу тоже хорошо вместе, обсуждая с ребенком. Но в тот момент, когда он к этому готов. Самый правильный, с моей точки зрения, путь – вводить книги в жизнь ребенка как можно раньше. В 2 года уже нужно вовсю читать вслух. И если с детства читать, не прерываясь, а потом читать вместе, все чаще оставляя ребенка наедине с книгой, то книга станет частью повседневной жизни.

Всем девочкам 10 лет я рекомендую Элионор Портер «Поллианна» — история про девочку, которая умела радоваться. Всем малышам обычно нравятся истории про Мумий Троллей Туве Янсон. Если книги для малышей найти легко, то с подростковой литературой легко запутаться, поэтому хочу порекомендовать несколько книг для подростков:

  • для любителей фантастики Гарри Гаррисон «Стальная крыса»,
  • классик современной зарубежной детской литературы – Ульф Старк, можно начать с его романа «Чудаки и зануды»,
  • Мари-од Мюрай «Миссис Черити» (для девочек 12-16 лет),
  • Анника Тор «Остров в море» (12-17 лет),
  • «Сахарный ребенок» Ольги Громовой (10-17), универсальная книга, понятная детям и захватывающая для взрослых,
  • Стефан Каста «Притворяясь мертвым» (для подростков 14-17 лет книга про буллинг).

Также можно взять на заметку книги, которые наиболее часто выпадают при прохождении теста по индивидуальному подбору книг на нашем сайте: 

  • Дарья Варденбург «Правило 69 для толстой чайки»,
  • Нина Дашевская «Я не тормоз»,
  • Евгений Рудашевский «Ворон»,
  • Дмитрий Ищенко «В поисках мальчишеского бога»,
  • Лариса Румарчук «Зеленый велосипед на зеленой лужайке»,
  • Гэри Шмидт «Битвы по средам»,
  • Элс Бейртен. «Беги и живи»,
  • Эдуард Веркин «Кусатель ворон»,
  • Лори Андерсон «Говори»,
  • Дарья Вильке «Грибной дождь для героя»,
  • Татьяна Богатырева «Загадай желание вчера»,
  • Беатриче Мазини «Дети в лесу»,
  • Джоан Робинсон «Когда здесь была Марни»,
  • Жан-Клод Мурлева «Дитя Океан»,
  • Кристине Нёстлингер «Само собой и вообще».

— А как вернуть навык чтения взрослым людям?

— Так же, как и детям - начать читать увлекательные книги. Это как со спортом: мы можем регулярно кататься с крутых гор и чувствовать себя прекрасно, но когда навык утрачен, лучше начинать с горок пониже. С литературой точно так же. Можно даже книги для подростков начать читать, а в какой-то момент возникнет желание открыть книгу посерьезнее. Для больших текстов нужно определенное состояние – время и спокойствие. Если каждую минуту звонит телефон, вряд ли, удастся погрузиться в чтение. А вот на даче в гамаке и без телефона можно замахнуться и на «Сагу о Форсайтах».

МК-СПРАВКА

V Международный педагогический форум носит название «Живая классика» и является одним из самых знаковых мероприятий для педагогов. В этом году, к примеру, заявку на участие в Форуме подали уже более 4000 человек из разных регионов России и других стран (примерно 30 % участников – иностранцы).

Педагогические форумы приносят весьма практические результаты. Так, например, результатом общения на форуме стала идея создания теста по индивидуальному подбору книг для подростков, ежегодные телемосты между русскими и зарубежными школами и появление школ-побратимов.