Минск на ощупь. Говорим о плюсах и минусах безбарьерной среды в столице - Общество на N1.BY

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» протестировали безбарьерный маршрут для незрячих в столице, и вот что из этого получилось.

безбарьерный маршрут для незрячих в столицебезбарьерный маршрут для незрячих в столицеУл. М. Танка. В прошлом году здесь открыли новый безбарьерный маршрут для незрячих. Мы с инвалидом по зрению Романом Акопяном и инструктором Белорусского товарищества инвалидов по зрению Натальей Воронько тестируем маршрут и выясняем, что нужно сделать, чтобы людям с нарушениями зрения облегчить передвижение по городу.



Маршрут — это целый комплекс элементов безбарьерной среды: тактильная плитка, звуковые светофоры и информаторы на стенах зданий, а также специальное приложение в смартфоне. Поэтому человек, который хочет свободно перемещаться по маршруту, должен уметь пользоваться тростью, смартфоном и познакомиться с тактильной плиткой. Затем несколько занятий с реабилитологом, изучение маршрута — и он готов ориентироваться здесь самостоятельно.

Инвалидность у Р. Акопяна приобретенная. Сейчас он не видит ничего, лишь в левом участке одного глаза осталось светоощущение. Тем не менее Роман Акопович бодро шагает по тактильной плитке вдоль магазинов, помогая себе определить дорогу тростью. Обучение ему дается легче, чем многим: когда-то работал таксистом и прекрасно знает каждый уголок города.



Тактильная плитка может быть двух рельефов: направляющая и предупреждающая. Последнюю укладывают перед лестничными маршами при подъеме и спуске, перед пешеходными переходами, около остановочных пунктов ею обозначают ширину посадочной платформы. Ощущая ее под ногами, человек понимает, что нужно быть более внимательным, исследовать и определить, что находится дальше. Само же движение происходит по направляющей плитке.

безбарьерный маршрут для незрячих в столицебезбарьерный маршрут для незрячих в столицеДля того чтобы понять, куда она ведет, на зданиях расположены звуковые информаторы — навигационная система «Крокi на гукi», синхронизированная с приложением в смартфоне.

1

Р. Акопян запускает приложение, и, когда он попадает в зону действия звукового информатора, смартфон начинает вибрировать. Чтобы узнать, какое учреждение находится поблизости, нужно активировать информатор с помощью смартфона. Он подает звуковой сигнал. Стоя лицом к речевому информатору, мы слушаем описание.

— На восемь часов на расстоянии 15 м расположен нерегулируемый пешеходный переход. Он оборудован пониженным бордюром. Обратите внимание: посреди проезжей части имеется островок безопасности треугольной формы. На пять часов на расстоянии 20 м находится остановка общественного транспорта, — сообщает механический голос из гаджета.

Но нам не нужны ни переход, ни остановка, поэтому продолжаем движение. Наконец цель найдена — почтовое отделение. Роман Акопович снова активирует приложение:

— Информатор установлен над входной дверью. Входная группа состоит из крыльца с двумя ступенями и двух одностворчатых дверей серого цвета, открывающихся наружу. Левая дверь в почтовое отделение номер 4. Между дверями — почтовый ящик. На девять часов на расстоянии 2 м стол для посетителей.

Это описание позволяет собеседнику полностью сориентироваться и не только зайти на почту, но и подойти к автомату, который выдает талончики для электронной очереди.

— Если такими речевыми информаторами будут оборудованы большинство объектов сферы услуг, это намного облегчит жизнь незрячих, сделает их более самостоятельными. Конечно, все улицы города сразу не охватишь. Начинать нужно с мест массового проживания людей с инвалидностью по зрению, — рассказывает Н. Воронько.

безбарьерный маршрут для незрячих в столицебезбарьерный маршрут для незрячих в столице— Очень важно установить звуковые информаторы на общественном транспорте и на спусках в метро, — дополняет Р. Акопян. Существует приложение, которое сообщает, через сколько минут автобус или троллейбус прибывает на остановку. Но этого недостаточно. Когда он подходит, приходится спрашивать номер у других пассажиров. Если бы на транспорте располагались информаторы, было бы проще.

Протестировав маршрут, собеседники выносят вердикт: он понятен и удобен, в любую торговую точку на его протяжении можно попасть без проблем. Звуковые информаторы работают, тактильная плитка уложена правильно.

— К сожалению, таких положительных примеров еще мало. Встречаешь и ошибки, когда укладка плитки не соответствует нормам. Несведущим может показаться, что безбарьерная среда присутствует, но на самом деле она вводит незрячих в заблуждение. Есть места, где плитку рабочие по незнанию уложили не вдоль движения, а поперек, — объясняет инструктор.  Часто не соблюдается логическая цепочка тропы: человек выходит из автобуса, чтобы пересесть в метро. Оно рядом, но в какую сторону идти? Здесь бы тоже выручил звуковой информатор или та же направляющая плитка.

Тем не менее город постепенно наполняется объектами безбарьерной среды. Строящиеся и проектируемые станции метрополитена уже полностью учитывают потребности людей с инвалидностью. Минск становится все доступнее для каждого жителя.

Фото Сергея Пожоги






X