«Распродажа продолжается»: почему США выступают против китайских инвестиций в украинский завод «Мотор Сич» - Новости России на N1.BY

Глава Госдепартамента США Майк Помпео заявил в беседе с украинским президентом Владимиром Зеленским о тревоге американской администрации из-за планов Киева продать оборонный завод «Мотор Сич» Китаю. Разговор состоялся 26 августа, однако сообщение пресс-службы Госдепа о нём было опубликовано только спустя три дня.

Помпео поздравил украинский народ с Днём независимости и подчеркнул, что США намерены и далее поддерживать украинскую сторону в вопросах борьбы с коррупцией и привлечения иностранных инвестиций. При этом не все внешние инвестиции могут считаться полезными для Украины с точки зрения американского руководства.

  • Майк Помпео
  • Reuters
  • © Kevin Lamarque/Pool


«Госсекретарь Помпео выразил имеющиеся у США опасения касательно злонамеренных инвестиций КНР в экономику Украины, в том числе попыток Пекина приобрести предприятие «Мотор Сич», занимающееся производством (авиационных. — RT) двигателей», — говорится в сообщении, размещённом пресс-службой американского внешнеполитического ведомства.

Возмущение Вашингтона

О тревоге Вашингтона из-за возможной сделки по продаже авиационного предприятия «Мотор Сич» китайским инвесторам ещё в августе 2019 года говорил Джон Болтон, занимавший тогда пост советника президента США по национальной безопасности. Отвечая на вопросы журналистов во время визита в Киев, Болтон заявил, что сделка является суверенным делом Украины, однако дал понять, что Белый дом недоволен этими планами.



«Мы изложили свою обеспокоенность по поводу… несправедливых торговых практик Китая и угроз в сфере национальной безопасности, наблюдаемых с точки зрения США», — заявил тогда Болтон.

По информации агентства Reuters, китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment заключила сделку по приобретению доли «Мотор Сич» ещё в 2016 году. В мае 2017 года министр экономического развития и торговли Украины (тогда этот пост занимал Степан Кубив) сообщил журналистам о том, что «Мотор Сич» уже начал строительство завода в Китае в рамках совместного с китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd проекта.

  • Владимир Зеленский и Джон Болтон
  • Reuters
  • © Ukrainian Presidential Press Service


Однако вскоре сделка по продаже «Мотор Сич» китайским инвесторам оказалась в подвешенном состоянии. В сентябре 2017 года СБУ заподозрила руководство «Мотор Сич» в том, что 56% акций предприятия были проданы в нарушение законодательства, с участием офшорных компаний. Силовики утверждали, что новые владельцы уничтожат предприятие и вывезут его технологии за границу. В итоге по решению Шевченковского районного суда акции были арестованы.

В апреле 2018 года сотрудники СБУ провели обыски на предприятии, по новому решению суда арест был наложен на акции иностранных участников «Мотор Сич».

6 августа 2020 года президент Украины Владимир Зеленский обратился к премьер-министру страны Денису Шмыгалю с письмом, в котором призвал провести «системную оценку» влияния приватизации или продажи корпоративных прав в уставном капитале предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, включая «Мотор Сич».

Также по теме
Президент Украины Петр Порошенко в кабине истребителя МиГ-29  «Обречены на неизбежную деградацию»: может ли Украина усилить боевой потенциал своей авиации
На территории Восточной Европы стартовали учения НАТО и украинских ВВС «Чистое небо — 2018». В манёврах принимают участие...

В тот же день украинская прокуратура наложила на акции «Мотор Сич» повторный арест и добавила в уголовное дело о незаконной продаже акций предприятия статью «государственная измена». Об этом сообщило руководство украинской компании DCH Group, которая ранее подписала соглашение с китайской стороной о совместном развитии «Мотор Сич».

В августе также стало известно о том, что «дочка» Beijing Xinwei Technology Group Co., компания Beijing Skyrizon, и её украинские партнёры из DCH Group подали совместную заявку в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) о покупке акций «Мотор Сич». При этом китайская сторона отозвала поданное ещё в 2019 году совместно с госконцерном «Укроборонпром» заявление. 

Помимо украинских спецслужб и прокуратуры реализацию сделки по продаже АО «Мотор Сич» Китаю тормозит именно АМКУ. Как заявил в ноябре 2019 года глава комитета (тогда этот пост занимал Юрий Терентьев), продажа завода «Мотор Сич» китайской компании может привести к тому, то украинский государственный концерн «Укроборонпром» окажется под американскими санкциями. По мнению руководства антимонопольного ведомства, подобное возможно в том случае, если выяснится, что китайская сторона находится в цепочке поставок, связанных с российским холдингом «Вертолёты России».

В феврале 2020 года американский ресурс BuzzFeed News со ссылкой на неназванных украинских чиновников сообщил о том, что Киев якобы готовится выполнить пожелание Вашингтона и окончательно отказаться от сделки с КНР. По информации издания, новым покупателем АО «Мотор Сич» должна стать американская компания Oriole Capital Group.

  • Цех завода «Мотор Сич»
  • РИА Новости
  • © Марина Лысцева

Эти планы журналистам BuzzFeed News подтвердил лично глава Oriole Capital Group Хоссейн Мусави.

«Чем дольше я занимаюсь данным вопросом, тем больше убеждаюсь, что эта компания — настоящая находка. Я сам несколько раз бывал на территории «Мотор Сич» и лично знаком с господином Богуслаевым (президент АО «Мотор Сич»), — заявил Мусави.

Стоит отметить, что компания Oriole Capital Group уже оказывалась в центре внимания украинских СМИ в 2017 году, когда заключила договор с Харьковским авиационным заводом о серийном производстве самолётов на сумму $150 млн. Тогда у местных СМИ вызвал определённое подозрение тот факт, что в интернете практически полностью отсутствовала информации о компании. Выяснилось также, что Oriole Capital Group была зарегистрирована только в июне 2017 года — незадолго до того, как появилась информация о сделке с харьковским заводом. Как потом объяснили в «Укроборонпроме», американская компания была создана специально под контракт с Харьковским авиационным заводом.

Безвыигрышное положение

По мнению украинского политолога и экономиста Александра Дудчака, руководство Украины оказалось сейчас в затруднительном положении.

«Окончательно отказаться от сделки с Китаем украинская сторона не может, потому что ранее взяла на себя серьёзные обязательства и уже получила средства от китайских инвесторов. Именно благодаря сотрудничеству с КНР «Мотор Сич» показал за первое полугодие текущего года прибыль. Поэтому вопрос сделки с китайской стороной пока не закрыт», — пояснил эксперт в беседе с RT.

В то же время и Китай не намерен выходить из борьбы за «Мотор Сич», уверен военный эксперт Алексей Леонков.

  • Reuters
  • © Valentyn Ogirenko

«Китайская промышленность нуждается в технологиях, которые есть у «Мотор Сич». Но и США тоже не оставят планы перехватить предприятие, потому что на вертолётах Ми-8, которые Пентагон использует в Афганистане, стоят двигатели производства «Мотор Сич». Но если другого выхода не будет, не исключён вариант, при котором США продавят через украинские власти полную ликвидацию «Мотор Сич», чтобы завод не достался КНР», — предположил эксперт в комментарии RT.

АО «Мотор Сич» ведёт свою историю с начала XX века, первый авиационный мотор был разработан конструкторами предприятия ещё в 1916 году. На протяжении многих десятилетий завод выпускал авиационные двигатели и газотурбинные установки, которые эксплуатировались на самолётах и вертолётах различного назначения более чем в ста странах мира.

Предприятие считается флагманом украинской авиационной отрасли наряду с госпредприятием «Антонов». После распада СССР для украинской промышленности наступили непростые времена, однако в 2000-е годы и «Антонов», и «Мотор Сич» оставались на плаву за счёт сохранявшихся технологических связей с российским ВПК — в общем экспорте «Мотор Сич» доля поставок в Россию составляла порядка 50-60%. Преимущественно Москва импортировала двигатели для вертолётов и военных кораблей.

Также по теме
Глубокое пике: как Украина теряет свою авиацию
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман поздравил граждан с Днём авиации. По его словам, украинская авиационная и авиастроительная...

После «евромайдана» это сотрудничество было разорвано по инициативе новых властей Украины. По мнению Алексея Леонкова, сотрудничество с КНР может принести пользу «Мотор Сич», но лишь на время.

«Когда китайская сторона получит нужные ей технологии, «Мотор Сич» утратит для неё интерес. И сможет ли Украина получить какие-то дивиденды от этого сотрудничества, если сделка будет разблокирована, — большой вопрос. Что касается США, то американцы заинтересованы только в небольшой части продукции завода. Поэтому пока что на Украине просто продолжается распродажа оборонных предприятий за бесценок, в ущерб интересам страны», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и Александр Дудчак. Как отметил эксперт, «Мотор Сич» является предприятием с уникальной технологической базой, но после разрыва экономических связей с Россией завод оказался в незавидном положении.

«Вашингтон не хочет, чтобы важные технологии оказались в распоряжении Пекина и давит на украинские власти. Неизвестно, как разрешится этот конфликт. И Китай, и США вряд ли будут работать на процветание «Мотор Сич». Если завод отойдет американцам, то они его просто погубят, а все работники окажутся на улице. Если же «Мотор Сич» достанется Китаю, то он просто перенесёт производство и технологии на свою территорию, и Украине всё равно придется с ним расстаться», — подытожил эксперт.