В основе основ психологической подготовки к единым госэкзаменам должна лежать мысль о том, что, при всей своей значимости, ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, через которые предстоит пройти каждому из выпускников школы. В этом согласны и учителя, и психологи. А потому, что бы ни случилось, не надо придавать ему значения жизненной важности.

- Пользы от этого — на грош, а волнение усилится,- заявила «МК» психотерапевт Наталья Зуйкова.-. Да никто и не может всегда быть совершенным. Так что не будем бояться ошибок: не ошибается только тот, кто ничего не делает, а люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, кто стараются избегать неудач. Вдобавок ЕГЭ, так или иначе, по силам сдать каждому, кто учился в школе, задания составлены на основе школьной программы, а ребята по ней учились целых 11 лет.



Оптимальное состояние на экзамене - расслабленная сосредоточенность: она гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание, уверяют специалисты. Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене.

То же касается и заполнения бланков. Подготовка же к экзамену в смысле повторения материала — процесс длительный. Но он не должен занимать абсолютно все время. Внимание и его концентрация постепенно ослабевают, поэтому умственную деятельность надо периодически менять на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.



Кстати, активная работа мозга требует много жидкости. Поэтому во время усиленной подготовки полезно больше пить воду или зеленый чай. Потребуется организму и больше сна — его время стоит сейчас увеличить на час.

Повторение пройденного материала эффективнее всего вести по схеме сразу в течение 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа. Полезно также повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. При этом «подсматривать» в учебнике то, что не удалось вспомнить сразу, лучше не раньше, чем через 2-3 минуты. Глядишь — и вспомнится само.



Есть и другой крайне полезный прием. Можно - и даже нужно! - по ходу чтения учебника делать шпаргалки: записывать на листочки самые важные моменты из прочитанного. Нельзя только брать их потом с собой на экзамен. Впрочем, это и не понадобится: после прочтения, записи и повторения все отлично и прочно уложится в голове. А в нужный момент вспомнится как бы само собой.

- Конечно, за оставшийся месяц предмета не выучишь,- поделилась с «МК» преподаватель истории и дипломированный психолог Ольга Юмашева.- Знания к этому времени выпускник уже должен иметь, а все свои силы отдать повторению. Начать повторение я бы посоветовала с того, чтобы восполнить пробелы в знаниях. В истории, например, почему-то чаще всего плохо помнят XVII век: Ольгу с Владимиром помнят хорошо, а вот XVII век выпадает. Кроме того, в школах сейчас практически не проходят конец XX — начало XXI  века - в лучшем случае прошли Великую Отечественную войну. Так что надо прочитать и этот раздел.

Ну а когда основные пробелы ликвидированы, самое лучшее — решать тесты. В интернете их не счесть. Но лучше брать такие, где в конце дается подсчет баллов за ответы и показываются ошибки. Это очень поможет, когда дело дойдет до реального экзамена.

А в самые последние дни я, во-первых, советую позубрить даты. Тут, кстати, могут помочь родители — взять учебник и погонять по нему своих детей. Кроме того - причем, думаю, что этот совет подойдет практически для любого предмета — под конец заняться повторением сквозных тем. Применительно к истории, например, это могут быть реформы или войны - кто их вел, когда, каковы в итоге были потери или приобретения,- советует Ольга Юмашева.

Ну а перед самым экзаменом надо лечь пораньше, чтобы обязательно выспаться — это не только позволяет лучше соображать, но и поднимает боевой настрой.







X