«МК в Твери» продолжает серию публикаций статей в рубрике «История одного экспоната», посвященной редким военным предметам, хранящимся в музеях нашей области. Ранее мы рассказывали историю летчика, погибшего на территории Оленинского района, и легенду о сбитом самолете.

Сегодня мы расскажем необыкновенную историю из Старицы. Да, она тоже связана с самолетом и трагической судьбой летчика. Нам удалось пообщаться не только с заведующей Старицкого краеведческого музея Маргаритой Грачевой, но и командиром поискового отряда «Русь» Валерием Фрыгиным.



Старицкий краеведческий музей имеет интересную историю: поначалу он располагался в частном доме издателя и владельца типографии И.П. Крылова, а уже в 1919 году был официально основан и расположен в корпусе Старицкого Успенского монастыря. Его основателем и первым директором стал Е.А. Клодт. В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации, длившейся с 12 октября по 31 декабря 1941 года, музей был разграблен, и в 1954 году его официально закрыли. Только 31 мая 1975 года музей снова открыли в здании Введенской церкви с трапезной, а уже в 2008 году экспонаты переехали в специально построенное здание уже нового музея. 



Со времен войны в Старицком музее хранится много экспонатов, но мы расскажем о шасси, винте и пулемете от найденного на территории района самолета. Не было неожиданностью узнать, что поиски самолета, который раскопали в 1989 году, проходили необычно и интересно.

Винт и шасси в Старицком краеведческом музее

- Мы тогда только начинали заниматься поиском в тот год. Впервые побывали подо Ржевом, а как только вернулись в Старицу, то узнали, что есть некое поле, где лежит самолет. Сказали нам это местные пацаны, - рассказывает Валерий Фрыгин. – Мы отправились на место предполагаемого крушения.



Это оказалось поле рядом с деревней Шумилово. На тот момент там проживал только один человек. Поле было большое, и на нем – большая воронка, которую никто не трогал, не запахивал. Масштабы работ и глубину, на которой лежит самолет, поначалу понять было сложно.

Фото из архива Валерия Фрыгина. Раскопки самолета вблизи деревни Шумилово, 1989 год

- В работе помогал экскаватор МТЗ (так называемый «Петушок), снимал грунт, а мы доставали детали. Когда уже не предоставлялось возможным ниже опускать ковш, стали копать руками, кидая в ковш найденное. Воронка оказалась глубиной четыре метра. Таким образом мы достали двигатель, шасси, винт, изогнутую из-за удара об землю пушку, авиационный пулемет Шкас, остатки от приборной доски, сиденье пилота – похоже на железный стул (как на вокзале), но бронированный. Было одно рулежное колесо – оно желтого цвета, ясно помню, это Ярославский шинный завод производил.

Поисковики работали на месте крушения несколько дней. Фрыгин вспоминает, что и ночевали они в деревне. Только жила там одна-единственная бабушка, которая, как оказалось, видела падение самолета и гибель летчика. Она поделилась своими воспоминаниями.

Фото из архива Валерия Фрыгина. Раскопки самолета вблизи деревни Шумилово, 1989 год

«Это был то ли 1941-й, то ли 1942-й год. В это время много самолетов летало в сторону Ржева. Самолет летел над нашим полем, и с двух сторон его «зажали» немецкие истребители и подожгли. Горящий самолет просто падал в поле. В этот момент что-то тоже горящее из самолета и упало в лесу» - вспоминает командир поискового отряда слова единственной жительницы деревни.

Поисковики предполагают, что это было лето 1942 года – при раскопках в самолете нашли множество листовок следующего характера: «Немецкие солдаты, сдавайтесь! Переходите линию фронта! Вам будет сохранена жизнь». Написано было на двух языках – русском и немецком. Вероятно, наш летчик и летел в Ржев, чтобы раскидать эти листовки, но его жизнь оборвалась в Старицком районе.

Фото из архива Валерия Фрыгина. Раскопки самолета вблизи деревни Шумилово, 1989 год

- Мы полагаем, что «что-то горящее», о чем говорила бабушка – это был сам летчик, который пытался спастись, выпрыгнув из самолета. Только найти тело спустя столько лет не предоставляется возможным – ведь если солдат упал на землю, то наверняка им быстро заинтересовались лесные звери. Бабушка оказалась права. Вероятно, парашют у летчика раскрыться не смог, так как сгорел, - рассказал Валерий Фрыгин.

Обычно самолет при падении «утыкается» вертикально, а этот лежал горизонтально. Но местные вспоминают, что в те времена там было болото. При раскопках находили угольки, фрагменты от фанеры. Отряд сделал вывод – самолет мог быть ЛаГГ-3 – фанерный самолет, где бронирована часть двигателя и место пилота.

- Мы можем только предполагать модель самолета, а точно это помогут установить поисковики из лихославльского отряда «Исток» по номерам на шасси и лопастях. Тогда, вероятно, мы хотя бы сможем узнать и имя летчика, - рассказывает командир.

Известно, что двигатель от самолета увезли в Подольск. Куда-то исчезла и 20-миллиметровая пушка, найденная поисковиками.

- Ошибка всех начинающих – а мы тогда были еще очень молодыми – не записали все, что нашли, что нужно было. Раньше никогда не занимались подъемом авиационной техники, - вздыхает Валерий Фрыгин. 

Фото из архива Валерия Фрыгина. Раскопки самолета вблизи деревни Шумилово, 1989 год

В Старицком музее хранятся шасси, винт и пулемет с, предположительно, потерпевшего крушение ЛаГГ-3. А воронка на поле, которая сейчас стала ямой, потихоньку зарастает кустарником, как и само поле.







X