Сделать космос снова великим - Новости России на N1.BY

Давайте не будем отступать от русской космической традиции. Наши космонавты никогда не злились на чужие успехи и не желали провала американским коллегам. Они всегда сопереживали своим соперникам — потому что космос опасен, а человек стремится к звёздам независимо от того, в какой стране он родился. И поэтому всем покорителям космоса всегда желали удачи.

Также по теме
© Reuters SpaceX и NASA осуществили пилотируемый запуск Crew Dragon
Компания SpaceX и NASA осуществили запуск ракеты-носителя Falcon 9 с космическим кораблём Crew Dragon к Международной космической...


Вот и сейчас давайте пожелаем удачи Илону Маску, его компании SpaceX и двум отважным парням на борту Crew Dragon. Пусть благополучно вернутся домой, выполнив всю полётную программу. Американцев есть с чем поздравить — они достигли того, к чему стремились. Вернули себе статус страны — оператора пилотируемой космической программы. Для этого потребовалось немало лет. Но они это сделали. Хотя помните, как никто не верил в Маска?

И давайте будем честными. Это большое достижение. «Дракон» — совершенно новый космический аппарат, дерзкий по своей концепции и исполнению. Вся программа Falcon-Dragon — это, несомненно, новое слово в освоении околоземного пространства. И Маск, конечно, большой молодец.



Больше всего в нём и в его космическом проекте подкупает не футуристический внешний вид «Драконов» и полётных скафандров астронавтов. Не совершенно новая система управления кораблём и современный пилотский интерфейс. Многоразовость — да, это достижение, но представляет собой только часть целого. Илон Маск в XXI веке делает ракеты и космические корабли так, как это надо делать в XXI веке. С самого начала проект был комплексным. Включая многоразовость, стоимость пуска, пиар-мероприятия, бизнес-схему работы, опору на вычислительные системы. И инновационную (пусть это слово сегодня несколько обесценилось) схему подготовки систем ракеты-носителя и космического корабля к запуску — от проектирования до запуска.



Удивительно было наблюдать за тем, как Маск постепенно прогибал под себя корпоративную культуру NASA, этого бюрократического пережитка XX века. Ещё пять-семь лет назад зубры отрасли ненавидели Маска (это в основном в Америке) и смеялись над ним (это чаще у нас). Теперь он — законодатель отрасли, хотя умеет пока далеко не всё из того, что делают наши и китайцы. Он задаёт стандарты, потому что его стандарты решили задачу, которую очень многие полагали нерешаемой. А теперь многие задачи будут решаться именно по-масковски.

Это очень американская история. Человек-бунтарь, мечтатель, немного пижон и деспот, приходит и говорит: нет, теперь всё будет иначе. Многоопытные профессионалы сначала смеются, потом сопротивляются, затем прогибаются, а позже боготворят. Маск перезапустил саму идею американской астронавтики. Монструозные «Сатурны» и «Спейс шаттлы» остались позади. Это были славные вехи, но они в прошлом. Теперь к МКС летают «Драконы». И очень может быть, что к Марсу полетит «Старшип».

Китайцы свои космические задачи решают по-китайски. У них вся программа — эдакие этапы большого пути, заранее запланированные и продуманные, самобытные…

Так и просится на язык — «по фэншую». Даже сложно себе представить, что бы было, если китайцев с самого начала допустили бы на МКС, по какому замысловатому пути пошла бы космическая программа КНР. А так они делают то, что привыкли, — постепенно, не особо афишируя свои планы, развиваются и тихой сапой забирают под себя столько космоса, сколько могут.

Это принципиально параллельный космический проект. Как «Пояс и путь» существует параллельно с американскими глобальными торгово-логистическими проектами (ныне в основном мёртвыми). И соотношение скопированного у других и собственноручно разработанного у них в космосе примерно такое же, как в китайском автопроме и в индустрии смартфонов. Над этим можно, как и над Маском, потешаться сколько угодно, но стоит ли? Успехи налицо.

Также по теме
Компания SpaceX взорвала ракету Falcon 9 и отработала эвакуацию астронавтов с ракеты в случае аварии
SpaceX осуществила запуск ракеты-носителя Falcon 9, в ходе которого проверили работу системы эвакуации экипажа в случае аварии. По...

Теперь Россия. Тут всё — напоминание о сложном пути советской космонавтики. Ни у кого уже не вызывает диссонанса тот факт, что корабль «Союз» когда-то был задуман как лунный корабль. Привыкли. А эклектика, если присмотреться, во всём. Потому что несоветская страна запускает в космос советские (пусть и модернизированные) аппараты. А поэтому вся система управления, проектирования, подготовки контроля и так далее не может не быть эклектичной. Очень боязно трогать всё советское в ней. А развивать советское невозможно, потому что Страны Советов больше нет.

Чтобы осуществить свой собственный космический прорыв, необходимо заново открыть, перезапустить отечественную космическую программу. Должна появиться какая-то новая идея, новая стратегия, новое видение освоения космоса. Как появилась у нас недавно новая концепция вооружённых сил. А ведь как возмущались генералы и теоретики военного строительства! Мол, убивают советскую армию! Ну конечно, её ликвидировали. Потому что невозможно было сделать новое издание советской армии в несоветской стране. Сейчас мало кто вспоминает о том, что говорилось о призывном сроке в год, упоре на контрактную службу и высокую мобильность. Но с армией получилось именно потому, что поняли — надо иначе. И американцы в середине 2000-х поняли, что с космосом надо как-то совсем не так, как есть. И тоже были недовольные. Но ни политическое руководство, ни «фирмачи» не испугались. И получилось.

Чужие пути — американский, китайский и какой угодно — копировать бесполезно. И советскую программу длить до бесконечности нельзя. Это не значит, что надо всё взять и выбросить. Американские «Дельты» благополучно летают и сейчас. И будут летать ещё какое-то время.

Но будущее — за новым. И не просто за новыми материалами, кораблями и ракетами. Нужна большая идея космической экспансии, новое прочтение космонавтики. С этого всё начинается.

Затем появится несколько разных концепций полёта в космос. Полёта на низкую орбиту — к МКС и другим станциям.

К Луне и ближайшим астероидам — пилотируемых и автоматических. К Марсу и далее. Но полёты не могут совершаться ради полётов. Необходима стратегия освоения космического пространства — научного, хозяйственного, военного, наконец. Как гражданская авиация бывает межконтинентальной, среднемагистральной, региональной и малой. И можно использовать турбореактивные и винтовые самолёты, вертолёты и конвертопланы, да хоть парапланы и планеры, если это адекватно хозяйственным задачам. Только когда эти хозяйственные задачи поставлены (а они вытекают из стратегии развития страны), можно проектировать «железо».

Также по теме
Илон Маск назвал очень хорошим образование в России
Основатель американской компании SpaceX Илон Маск заявил, что считает очень хорошим образование в России. Об этом он сказал во время...

Вторая космическая гонка будет очень жёсткой. Главная её особенность состоит в том, что новейшие материалы и технологии сделали космическую программу осуществимой силами даже одной крупной корпорации (что и доказал Илон Маск), не говоря уже о державе, которая имеет планы на XXI век. Так что со счетов нельзя сбрасывать ни Индию, ни самые благополучные осколки Евросоюза (прежде всего Францию в союзе с Германией), ни Японию. При этом, поскольку человечество возвращается в космос с конкретными коммерческими и военными задачами, конкуренция будет очень серьёзной. В ней будут применяться самые разные приёмы, в том числе те, что раньше сочли бы недопустимыми. Поэтому готовыми надо быть ко всему. А это возможно только при обладании новыми суверенными технологиями.

Часто можно услышать, что космическая программа, особенно пилотируемая космонавтика, практически ничего не дала человечеству на Земле. Полезными оказались лишь метеорология, спутниковая навигация и связь, остальное так и осталось за пределами земной атмосферы. Тот, кто говорит такое, мыслит слишком узко. Потому что вся наша нынешняя информационная эпоха была порождена зависшим от перегрузки примитивным компьютером посадочного модуля «Орёл» миссии «Аполлон-11», когда Нилу Армстронгу пришлось раньше времени перейти на ручное управление.

Мыслить узко сегодня недопустимо. Коммерческие пуски, поддержание системы ГЛОНАСС в работоспособном состоянии, международное сотрудничество, разговоры о планах на 2030 год — всё это, конечно, хорошо. Но хорошо для времён, когда мы считали Илона Маска плутоватым пиарщиком, а китайских товарищей — вечными догоняющими и копировщиками старых советских систем. Теперь всё иначе.

Наши конструкторы и инженеры, я уверен, скажут своё слово. Но не раньше, чем перед ними будут поставлены самые амбициозные задачи, которые многие из них сочтут фантастическими и нереализуемыми. Чтобы они взялись за них, необходима, как я уже говорил выше, стратегия. Не полётов и пусков. А освоения космоса. Большая задача. Большая цель. Сделать русский космос снова великим.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.







X