За рулем лаборатории: как Калининская АЭС проводит разведку гамма-фона в тверском регионе

Не пытайтесь остановить белый микроавтобус с тверскими номерами В 307 СО – это не призрак маршрутки и совершенно точно не «Транспорт Верхневолжья». За рулем машины - радиометрист, и она нафарширована, как лаборатория Дока из фильма «Назад в будущее». Это сотрудники Калининской АЭС колесят по дорогам, контролируя радиационный фон в тверском регионе. Машина совсем новая, только-только купили.

Официальная группа предприятия с соцсети «ВКонтакте» так описывает новый агрегат: «Это лучшая лаборатория на колесах, в ней есть все что нужно! Среди фишек: два генератора, портативный гамма-спектрометр, метеостанция, приборы для дозиметрической гамма-съемки и быстрая передача данных. Вот это мощь!».



Плюс залихватское эмодзи, которое снимает последние сомнения – инженерно-техническая магия предприятия позволяет делать реально очень крутые вещи, а система радиационного мониторинга Калининской АЭС сильна, как Василий Алексеев, легендарный советский тяжелоатлет.

Юрий Мамонтов, заместитель главного инженера КАЭС по радиационной безопасности, кажется, тоже доволен машиной. Она может решать комплекс задач радиационного контроля – измерять параметры почвы, воды и воздуха прямо на местности и оперативно отправлять результаты по каналу спутниковой связи.



Для этого лаборанту-радиометристу даже не надо нажимать на педаль тормоза – техника сделает все необходимое прямо во время движения.

Более того, на борту установлен портативный гамма-спектрометр с детектором из особо чистого германия. Технически подкованный читатель «МК в Твери» всплеснет руками – да ведь раньше такой супердевайс размещался только в стационарных радиометрических лабораториях! Да, все верно. А теперь высокоточный анализ содержания радионуклидов в окружающей среде выполняется прямо на колесах.



- Передвижная радиологическая лаборатория может передавать результаты измерений с координатной привязкой к картам местности из любой точки района расположения Калининской АЭС в режиме реального времени, - делится соображениями Юрий Мамонтов. – Быстрый расчет переноса и распространения радионуклидов на местности особенно важен для принятия решений по защите населения и окружающей среды в случае чрезвычайной ситуации.

Также в базовой комплектации эксклюзивного авто предусмотрена собственная метеорологическая станция, которая измеряет скорость и направление ветра, температуру и прочие параметры окружающей среды, позволяет быстро и качественно учитывать эти данные при обработке больших массивов информации об уровне радиации за бортом (для прогнозирования изменений).

Переносные приборы для дозиметрической гамма-съемки тоже есть. Это означает, что в труднодоступных для автотранспорта местах лаборатория не перестанет быть полезной. Экипаж вполне может выполнить несколько актуальных тестов и оперативно отправить их в офис.

- Потребность в передвижной лаборатории велика, - комментирует начальник лаборатории внешнего дозиметрического контроля Калининской АЭС Вадим Ткачук. – По регламенту мы выполняем ежедневный отбор проб, проводим измерения в районе расположения атомной станции.

Он признался, что пока автомобиль не выходил на маршрут, а персонал усиленно изучает техническую документацию, которая шла в комплекте.

- При должном навыке участие оператора в работе сводится к минимуму, многие процессы автоматизируются, - делится ожиданиями Вадим Ткачук.

А пока на территории промплощадки Калининской АЭС, а также в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения ведется постоянный радиационный мониторинг.

Автоматизированная система контроля радиационной обстановки АСКРО, включающая 18 стационарных мониторинговых станций в 30-километровой зоне расположения КАЭС, в круглосуточном режиме производит замеры радиационного фона. Результаты измерений показывают, что его значения в районе расположения Калининской АЭС находятся в пределах вариаций естественного фона, сложившегося еще до пуска атомной станции.







X