Тульский государственный архив ко Дню защиты детей подготовил онлайн выставку документов, которые рассказывают как формировались гражданские институты, призванные помочь советским детям.

Ильин – врач и Масленникова – медсестра проводят медосмотр детей в первых яслях г. Тулы, открытых при патронном заводе 8 марта 1921 г. Фотомастерская «Модерн». Июнь 1922 г. г. Тула. ГУ ГАТО. Ф. Р-3097Ф. Оп. 1. Д. 713.

Революция и гражданская война, как и любые социальные катаклизмы, наиболее сильно ударили по самой социально незащищенной категории населения — детям, не разбирая их социального происхождения. Понимая это, советская власть среди приоритетов государственной политики назвала и заботу о детях. Были провозглашены громкие лозунги: «Дети — наше будущее», «Охрана детства — лозунг Советской власти», «Дети — надежда Советской России. Берегите детей» и т.п. Однако уже вскоре стало очевидно, что на практике забота о детях нередко ограничивалась декларацией красивых лозунгов и принятием соответствующих законов, не подкрепленных механизмом их практического исполнения.



Воспитанники детского дома «Красный оружейник» с представителями Тульского губернского отдела народного образования и активными участниками в борьбе с детской беспризорностью. Степанова Анастасия Ивановна – активная участница в борьбе с детской беспризорностью (сидит во 2-м ряду, 5-я слева направо). Тула, 1925 г. ГУ ГАТО. Ф. П-5682. Оп. 1. Д. 73.

Так, был принят ряд декретов, направленных на обеспечение детей питанием и медицинским обслуживанием, на организацию всеобщего начального образования, охрану труда подростков, развитие сети специализированных детских учреждений для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и т.п.



Но для реализации принятых законов и воплощения их в жизнь  был необходим соответствующий государственный механизм, опытные кадры, средства, время и наличие жесткой системы контроля исполнения принятых центром решений на местах. А этого не было.

К концу 1920 г. ситуация приняла критический характер, стала очевидной угроза вымирания детей. В этих условиях было решено создать единый чрезвычайный орган по спасению жизни детей, берущий на себя все полномочия по вопросам их обеспечения, воспитания и защиты их интересов в государственном масштабе. Таким органом стала созданная в феврале 1921 г. при ВЦИК Чрезвычайная Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия). В соответствии с Положением о Деткомиссии, должность ее председателя должен был совмещать председатель ВЧК (первый председатель — Ф.Э. Дзержинский), его заместителем назначался также представитель ВЧК (первый заместитель — B.C. Корнев).



Пионерский отряд № 23 им. Демьяна Бедного, организованный 1 мая 1926 г. в Зареченском районе г. Тулы (групповой портрет). 1926-1927 гг. г. Тула. ГУ ГАТО. Ф. Р-3097Ф. Оп. 1. Д. 434.

К сожалению, как свидетельствуют документы, работники Деткомиссии, местные уполномоченные, их добровольные помощники и руководители детских учреждений, которые искренне переживали за свое дело и не жалели сил на борьбу за спасение детей, зачастую оказывались в этой борьбе в одиночестве. Вопреки ожиданиям, они не только не встретили понимания и помощи, но нередко были вынуждены преодолевать открытое противодействие как местных властей, так и многих работников центрального аппарата, постоянно сталкиваясь с их равнодушным отношением к детям.

Уполномоченный Тульской губернии Аладышкин работу своих коллег назвал «хождением по мытарствам», подчеркнув, что «хождения эти» в большинстве своем оказывались совершенно бесполезными: «уполномоченные бегали, высунув язык, и видели, что размениваются на мелочи и делают не то, чтобы им должно делать», так как все силы уходили на борьбу с волокитой и грубостью.

Воспитанники детской трудовой колонии № 1 «Красное знамя» собираются на первомайскую демонстрацию. 01.05.1919. г. Тула. ГУ ГАТО. Ф. Р-3097Ф. Оп. 1. Д. 725.

Оценивая итоги и значение первых лет работы Деткомиссии и советской «детской политики» послереволюционных лет в целом, необходимо учитывать объективные трудности того периода, делающие решение многих поставленных задач просто невозможным. Нельзя забывать, что работа по созданию системы органов охраны и защиты детства была начата в крайне тяжелых условиях послевоенной разрухи, разрушения всей инфраструктуры системы охраны детства, экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, при отсутствии опыта, средств, кадров. В то же время нельзя не отметить, что в этот период охрана материнства и младенчества получили государственный статус, помощь детям отныне не зависела от прихоти и воли богатых благотворителей, а стала неотъемлемой частью государственной политики.







X