По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, главная цель поправок к закону «Об образовании» - дать студентам возможность попробовать себя в профессии, а также восполнить кадровый дефицит в школах. «Вести уроки смогут студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям, начиная с четвертого курса... Работать в кружках и секциях можно будет уже после второго курса любого вуза. Главное, чтобы профиль подготовки соответствовал тематике факультатива. Например, студенты-инженеры смогут вести курс робототехники. В школах, особенно в сельской местности, учителей не хватает, в первую очередь предметников — по иностранным языкам и информатике. А бывают случаи, когда в середине года учитель увольняется или уходит в декретный отпуск. Подыскать замену в такой период сложно, а оставить класс без учителя нельзя», - пояснил Володин. 



Ранее студенты могли работать со школьниками только в качестве волонтеров и практикантов. Теперь им предоставляют возможность получать деньги за свой труд. Для самих студентов нововведение скорее станет благом. Вопрос только в том, как эта инициатива отразится на качестве школьного образования.

- Мне кажется, эти поправки закономерно продолжают все те же разрушительные реформы, которые в последние годы обрушиваются на наше образование, - считает глава Общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин. – На самом деле единственная цель этого законопроекта – заткнуть дыры, возникшие из-за острой нехватки школьных учителей, в том числе и в сфере дополнительного образования, по всей стране. Понятно, что реальную проблему это не решит. Заменить высококлассного педагога не могут ни старшекурсники, ни роботы. Студенты, это по сути еще дети, которым нужно учиться и оттачивать свое мастерство. Для этого и существуют практики, когда учащихся направляют в школу. Но на практике в качестве наставников у студентов выступают опытные учителя, а новые поправки не предполагают наличия ментора у работающего студента. Школы, конечно, воспользуются возможностью заткнуть кадровые дыры за счет учащихся. Им можно меньше платить, да и лучше, чтоб был хоть такой учитель, чем вообще никакого.



О том для чего принимались новые поправки, и как они повлияют на школьное образование, мы попросили рассказать первого заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина:

«В данных поправках идет речь о трех сюжетах, отношение к которым у меня разное. В первую очередь данные поправки ценны тем, что они позволяют людям, не имеющим педагогического образования, работать в школе. Еще Ушинский говорил, что педагогика не столько наука, сколько искусство. Иногда из людей других специальностей, не имеющих педагогического образования, получаются прекрасные учителя. Так что это решение абсолютно правильное. Второй сюжет – это возможность вести кружки студентам с 3 курса. В этом решении я тоже не вижу ничего плохого. Я сам, будучи студентом, вел музыкальный кружок, это был мой первый заработок. Не сомневаюсь, что многие студенты смогут сделать дополнительные занятия по своей специальности действительно полезными и интересными для школьников. И наконец, третья, самая неоднозначная часть поправок разрешает студентом старших курсов педвузов вести основные уроки в школе. Это решение нельзя назвать иначе как паллиативным. В стране остро не хватает учителей. Согласно опросу Народного фронта 44% педагогов признались, что в их школах не хватает математиков, 39% – учителей иностранного языка, 30% - учителей русского и литературы. Поправки преследуют цель хоть как-то решить эту проблему. Конечно, среди студентов старших курсов есть те, кто смог бы полноценно вести школьные уроки, но, думаю, что их очень немного. В любом случае данная мера может быть только временной, нужно работать над повышением статуса учителя и добиваться, чтобы педагоги получали стабильную зарплату, тогда и дефицит кадров не придется восполнять студентами. Сейчас, к сожалению, во многих регионах учителя продолжают работать за копейки.  







X