Расписывал вольеры в зоопарке и создал мозаику для «Керамина». Чем известен художник Руслан Сергеев - Культура и кино на N1.BY

Художник Национального центра современных искусств Руслан Сергеев имеет отношение почти к каждой выставке, проходящей в стенах этого учреждения культуры. Как это возможно, какие направления в творчестве подвластны универсальному художнику, где можно увидеть его работы и почему ему не жалко расставаться с ними, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Приходя в НЦСИ, немногие задумываются о том, кто, кроме художников, работает над созданием выставок. Неожиданно узнала, что этим занимаетесь вы.



— Да. Работая в выставочном отделе, я монтирую подвесные системы для картин, развешиваю на стенах холсты, порой восстанавливаю поврежденные стены, а могу участвовать в творческих проектах как актер или переносить картины как грузчик…

— Когда вы пришли на работу в НЦСИ и почему решили работать здесь?

В 2011 году. Незадолго до окончания Белорусской государственной академии искусств подумал: «Отлично было бы поработать здесь. Интересно, Михаил Савицкий примет меня или нет?» (У известного художника в этом здании размещались мастерские). Вскоре он умер, и я стал задумываться: уезжать ли в Москву или Санкт-Петербург? Тогда директором НЦСИ стал мой преподаватель художник Виктор Альшевский, он и предложил мне работать здесь. С тех пор в столице проходили мои персональные выставки, в том числе совместные — с именитыми художниками. Картины есть в частных коллекциях в Германии, Италии, США, России, во Франции.



На недавней выставке «Джаз! Коты! Весна!» в Национальном центре современных искусств выставлялись картины на весеннюю тематику, а картины с автомобилями украшают выставку одного из автосалонов столицы. В творчестве мне близок импрессионизм, а восхищаюсь я многогранным талантом Леонардо да Винчи.

Стараюсь проявлять свои навыки в разных направлениях. Например, на стене здания завода «Керамин» красуется мозаика — моя дипломная работа, символичная, связанная с древней мифологией, а в Минском зоопарке расписывал вольеры для черепах и шимпанзе.



— Что подтолкнуло вас к поиску своего стиля в творчестве и жизни?

— Экспериментировал с внешностью: носил ирокез, растил бороду и заплетал ее в косичку, а сейчас мне нравятся гусарские усы. Подтолкнула на поиск собственного стиля служба в пограничных войсках, где было все по форме. Вернувшись домой, начал искать свой стиль.

За плечами были гомельская школа искусств, местное художественное училище, а вот в Белорусскую государственную академию искусств поступил только с пятого раза.

Что помогло не сдаваться и продолжать попытки поступить в БГАИ?

— То, что не представлял себя никем другим, кроме как художником. Не любил точные науки, да и диктанты писал с ошибками. Кем быть, если не художником? А то, что не получилось поступить сразу, закалило характер.

В вашей мастерской вижу картины различной тематики: пейзажи, натюрморты. Работа над какими картинами вам особенно запомнилась?

— Помню, как писал здание Гомельского областного драматического театра, стоя под дождем. Было неуютно и холодно, но очень хотелось изобразить, как оно отражается в воде. Работу завершил за три часа и больше к ней не возвращался — нечего было добавить.

Можно писать холсты по воспоминаниям от увиденного пейзажа, а порой нравится делать это с натуры. Иногда руки тянутся к кисти, чтобы создать неповторимую абстракцию.

Замечаю, что представитель рода Радзивиллов на холсте удивительно похож на вас внешне. Не случайно?

Решил изобразить его в шутку. На его гербе мой знак зодиака — лев. Под картиной подпись: «Умея наслаждаться жизнью, живешь дважды». После того как эту картину увидели на одной из выставок, мне заказали серию картин с изображением Радзивиллов улыбающихся для оформления столичного кафе.

На ваших полотнах множество цветов. Это связано с тем, что на такие работы обратят внимание женщины и холсты будут быстрее проданы?

— Все логично. Не нужно писать картину для того, чтобы она стояла в углу. Важно и умение изобразить, и талант продать, которого не хватает многим художникам. Стоит вести посты в соцсетях, публиковать фото новых работ, притягивать аудиторию.

 Жалею, что не занялся этим лет десять назад, уже был бы хороший результат. Но порой ленился заявить о себе, больше хотелось работать руками. Посещая мероприятия, знакомлюсь с новыми людьми, общаюсь, и уже не стесняюсь вручить свою визитку, сказать, что я — художник.

Кроме написания картин работаете с деревом, создавая инсталляции, с кожей, используя ее фрагменты в картинах, рюкзаках, сумках и кошельках, любите применять металл. С чем связано такое разнообразие в творчестве?

— С тем, что нужно уметь работать в различных техниках и пользоваться благами цивилизации. Думаю, если бы Леонардо да Винчи был жив сейчас, то стал бы не только живописцем, но и хакером. Он ведь увлекался новыми технологиями и сам их разрабатывал.

Что касается меня, то одновременно могу писать несколько работ, чувствуя интуитивно, какую из них могу продолжать в этот момент, а какую стоит отложить.

На ваш взгляд, творчество может прокормить или нужна более стабильная работа?

Когда нет семьи, человеку многого не нужно. Если же она есть, появляется больше расходов, а в творческой профессии то пусто, то густо. Большую часть зарплаты трачу на оплату арендной квартиры, а нужны еще деньги на содержание семьи — жены и ребенка, поэтому нужно стараться зарабатывать. Во все, что делаю, стремлюсь вкладывать любовь, отдавать положительную энергию. Когда работаю, слушаю в наушниках аудиокниги или музыку 1980-х, из моего детства. Впечатления и энергетика переходят через руку в краски, изображение появляется на холсте.

Порой работы жалко продавать, ведь они все любимые, но стараюсь не привязываться к вещам. Заметил, что повторы своих картин могу сделать даже лучше, чем первую. Каждый человек многогранен, нужно постоянно себя изучать.

Знаю, что раньше вы занимались спортом, могли с легкостью сесть на шпагат, а теперь?

Еще я обливался холодной водой, в мороз бегал в майке, отжимался. Потом обленился, стал вялым. Вновь начал отжиматься, выполнять упражнения с гантелями, кататься на самокате и стал бодрее и энергичнее.

Что вдохновляет вас в Минске?

— Старые дворики, где сохранились двухэтажные домики. Там время словно остановилось. Цветут сады, сушится белье, как и десятилетия назад. Восхищает красота Немиги, вдохновляюсь в Музее валунов, обожаю камни…

Сына обучаете рисованию?

— Считаю, что детей не нужно специально обучать. Глядя на меня, он сам увлекся рисованием. Святослав смотрел мультики про танки, а потом старался их изобразить. С каждым разом у него получается все лучше. Когда-то он хотел быть строителем, но рано вставать не любил, поэтому решил, что станет художником и будет рисовать мультфильмы с помощью компьютера. Не буду навязывать ему свое мнение по поводу выбора профессии, поддержу его творческие стремления и скажу, что для художника возможен 1 % таланта и 99 % — труда, тогда будет результат.

Фото из архива Руслана Сергеева







X