Любой инвестор, если он, конечно, в здравой памяти, вкладывается в прибыльные проекты. Но, когда речь идет о принципах работы нашего государства, логика и математика зачастую работать перестают. Господдержка предприятий — не исключение. Продемонстрируем это на конкретных примерах и попробуем докопаться до причин, по которым пачками сжигаются бюджетные деньги.

Фото из архива пресс-службы президента

16 апреля на портале Pravo.by было опубликовано постановление Cовета министров № 222 «Об увеличении доли Республики Беларусь в уставных фондах акционерных обществ».



Подобные постановления принимаются ежегодно. Сумма оказанной государственной поддержки посредством этого документа преобразуется в акции предприятия, которому была оказана поддержка.

Да, ежегодный размер такой помощи сокращается. В 2017 году 10 предприятий получили 214,5 млн рублей господдержки, в 2019-м эта сумма сократилась до 155,4 млн рублей. Но полностью отказаться от предоставления помощи пока не получается.

И это лишь небольшая часть от всего объема оказываемой государством помощи. Окончательные цифры за 2019 год еще не известны, в 2018 году весь объем оказываемой государством помощи оценивался в 1,5 млрд рублей.



Выделение средств сопровождается необходимостью выполнения определенных показателей. И далеко не все предприятия эти параметры выполняют. Около 5% предприятий не выполнили условия получения государственной поддержки.

Формально, государство выступает своеобразным инвестором — предоставляет денежные средства или их эквивалент предприятию, получая в будущем его акции. Но есть одна странность — инвестиции получают исключительно неэффективные предприятия, которые из года в год продуцируют убытки, несмотря на полученную помощь.



Нормальный инвестор, вложив финансовые ресурсы в предприятие, ждет отдачи от инвестиций. Но органы государственного управления не такие — они ничего не ждут. Деньги вложили, прибыли нет, но это никого не беспокоит.

Такой вывод следует из списка получателей государственной помощи. Как минимум 10 организаций ежегодно, на протяжении последних трех лет, получают государственную поддержку, при этом с финансовыми результатами у них не очень.

Наиболее характерной является ситуация с цементными заводами.

Только в модернизацию цементных заводов было инвестировано более 1 млрд долларов. Какие получены результаты от этих инвестиций?

На портале единого финансового рынка опубликована финансовая отчетность всех трех цементных заводов Беларуси за 2019 год.

 

Белорусский цементный завод (Костюковичи). Убытки по итогам 2019 года — 8,9 млн рублей

В 2019 году выручка от реализации продукции на данном предприятии увеличилась на 10% и составила 273,6 млн рублей. Предприятие, на фоне достаточного скромного роста выручки, увеличило себестоимость реализованной продукции сразу на 25%. К этому добавился 31% рост расходов на реализацию.

В результате вместо 22,7 млн рублей прибыли от реализации продукции в 2018 году, в 2019 году предприятие получило 7 млн рублей убытков. С учетом финансовой и инвестиционной деятельности, общий размер убытков за 2019 год составил 8,9 млн рублей

Стоит ли удивляться, что предприятие не начисляло дивидендов в отчетном периоде? Да и в 2018 году тоже дивидендов не было. Ибо убытки.

 

«Кричевцементношифер» (Кричевский район). Убытки по итогам 2019 года — 17,3 млн рублей

В 2019 году выручка от реализации продукции увеличилась на 9,5% по сравнению с 2018 годом и составила 236 млн рублей. Как и в случае с заводом в Костюковичах, отмечено увеличение себестоимости реализованной продукции — на 29,5%. Рост управленческих расходов и расходов на реализацию тоже присутствует. Прибыли у предприятия нет, как нет и выплат акционерам.

Да и выплачивать особо нечем — ради осуществления текущей деятельности предприятие привлекало кредиты на общую сумму в 76 млн рублей, без которых текущая деятельность могла быть приостановлена. Средств на счетах предприятия в конце года было менее 1 млн рублей.

 

«Красносельскстройматериалы» (Волковысский район). Убытки по итогам 2019 года — 27,1 млн рублей

В отличие от остальных цементных заводов, данное предприятие несколько сократило свои убытки от реализации продукции по сравнению с 2018 годом благодаря корректировке управленческих расходов и более быстрому росту выручки. Но полностью от убытков избавиться не удалось — по итогам 2019 года зафиксирован чистый убыток в размере 27,1 млн рублей.

Это не так плохо по сравнению с 2018 годом, в котором отрицательные курсовые разницы привели к чистому убытку по итогам года в 123,4 млн рублей. Как и в случае с остальными цементными заводами, никаких дивидендов в последние годы предприятие не выплачивало.

 

               

 

Резюмируя ситуацию в цементной отрасли, можно отметить, что государство, вложив более 1 млрд долларов в модернизацию заводов, получило не успешные и высокорентабельные предприятия, а постоянных просителей помощи, хронически убыточные организации, у которых даже основная деятельность убыточна.

Такие предприятия в принципе не могут обслуживать свои долги самостоятельно. И за них это делает государство.

Да и с позиции создания новых рабочих мест тоже не все хорошо. Предприятия не развиваются и вынуждены сокращать своих работников по причине убытков. Косвенно, об этом можно судить по изменению среднесписочной численности работников: например, у «Красносельскстройматериалы» в 2019 году она составила 2478 человек, а в 2018 году была 2737 человек.

Любой эффективный руководитель направляет свободные средства на развитие самых прибыльных направлений. Убыточные — поддерживает до лучших времен или закрывает. Логика управленцев в Беларуси — ровно противоположная. Мы лучше зарежем курицу, несущую золотые яйца, но будем продолжать сжигать деньги в неэффективных предприятиях. Объяснить такой подход с точки зрения здравого смысла не представляется возможным.

Единственная причина, по которой вся эта история с господдержкой продолжается — невозможность признания ошибочного инвестиционного решения, принятого на самом верху. Что успешно эксплуатируется начальниками рангом пониже, которые постоянно пытаются подсунуть все новые и новые планы индустриализации страны с уникальной экономической моделью развития.

Только процент успешных проектов из числа предложенных стремится к нулю. А все потому, что предприятия должны возникать по причине наличия спроса и просчитанной бизнес-модели. А не потому, что у нас тут легкое покалывание в различных частях тела от неосвоенных китайских кредитов.

 

«Кошт урада» специально для Naviny.by







X