Информационная манипуляция

Под скандальным опусом стоит подпись одного из руководителей националистической организации «Башкорт» Руслана Габбасова. В статье под авторством г-на Габбасова преподносится северо-западный диалект башкирского языка как нечто дестабилизирующее в отношениях двух братских республик.

Общественники, ученые, творческая интеллигенция и простые обыватели, обсуждающие это творение в социальных сетях, увидели в публикации если не прямую работу этнократических элит Татарстана, то, как минимум, потакание их мифотворчеству. Пользователи буквально разорвали на части лидера башкирских националистов даже на официальной странице БОО «Башкорт», а Руслану Габбасову ничего не оставалось, как призывать их не ругаться в священный месяц Рамазан – других аргументов он, видимо, найти не смог.



Всеобщее негодование башкирской общественности заставило высказаться даже всегда осторожную в оценках руководительницу Всемирного курултая Эльвиру Аиткулову, которая назвала внимание ее организации к северо-западному диалекту башкирского языка - «восстановлением исторической справедливости». Она назвала это «не вызовом соседям, а наведением порядка в собственном доме».

Концептуальную критику высказал и этнополитолог Азамат Буранчин, назвав тезис о «татаро-башкирском» конфликте – «откровенной натяжкой».



- Во всяком случае, если в настоящий момент и имеются точки напряжения в указанной сфере, то это в первую очередь результат действий идеологов Татарстана, которые с началом переписной кампании ведут активную работу в нашем регионе, обвиняя при этом башкирские власти в абсурдных вещах – в желании переписать татар республики

в башкир, заменить татарский язык башкирским, - комментирует г-н Буранчин. - Используют весь тяжелый арсенал, находящийся в руках этнократии – Всемирный конгресс татар, Союз татарской молодежи «Азатлык», Академию наук РТ, а теперь еще и БОО «Башкорт».



Азамат Буранчин отмечает «агрессивную идеологическую кампанию, развернутую со стороны этнократического режима РТ в отношении Башкортостана в рамках предстоящей Всероссийской переписи населения», по его мнению, мы наблюдаем информационную манипуляцию – «акцентировать общественное внимание на всех негативных моментах и конфликтных точках, способствующих ослаблению позиций Башкортостана и его региональной идентичности».  

​В то же время цель этого подхода сформирована в рамках идеологии шовинизма и этнократии: «вписать» в татарский политический проект максимальное количество тюркских народов и субэтносов России, причем часто вопреки их воле и желанию. К примеру, казанские ученые еще с 90-х годов утверждали и продолжают утверждать, что башкиры – это не народ, а сословие татарского этноса, то есть отказывая башкирам даже в самом праве называться народом. Такая же политика ведется ими и в отношении сибирских татар, ногаев, мишарей, кряшен и других, которые сохранили свою уникальную этническую идентичность и постепенно начинают сопротивляться ассимиляторской идеологии, транслируемой из Татарстана.

Несостоявшийся теоретик национализма

Не остался в стороне исследователь родовой структуры башкирского общества Салават Хамидуллин. По его мнению, г-н Габбасов на ходу изобретает крайне опасные мемы, например, «башкиро-татарский конфликт», который с его подачи может войти в речевой оборот, а далее - в сознание читательской аудитории. По мнению историка, «никакого конфликта между нашими народами нет».

- Есть лишь судорожные попытки татарстанской этнократии дестабилизировать ситуацию в Башкортостане, - уверен он.

При этом г-н Хамидуллин отмечает, что «существование острого запроса на северо-западный диалект показал прошедший диктант, и не властям Татарстана указывать, когда и в какой форме его проводить». Утверждение Руслана Габбасова о том, что глава РБ Радий Хабиров получил из Москвы указание «устроить башкирско-татарский этноконфликт», чтобы «два братских народа» не могли «требовать реализации своих прав на самоопределение», историк назвал вообще чем-то за гранью разумного и конспирологией для умственно отсталых.

К слову, статьи под авторством Габбасова размещаются на иноагентском сайте

с заметной регулярностью и в каждой из них постулируются тезисы на грани провокации. В статье «Башкирский бунт» он пытается придать этнические окраски социально-бытовому выступлению вахтовиков Чаяндинского месторождения. А разбираясь в конфликте суфиев и салафитов в Башкирии, Габбасов встает на сторону последних, то есть на сторону наиболее радикальных и политически активных религиозных групп.

Выше мы не случайно отметили, что статьи в «Идель-реалиях» размещаются под «авторством Габбасова». Наблюдатели считают, что анализ социальных сетей активиста националистического движения позволяет со стопроцентной уверенностью сказать, что его имя и БОО «Башкорт» в последнее время используется как франшиза, так как очевидно, что Габбасов не владеет научным аппаратом, соответствующей лексикой и аргументацией для формирования идеологем и написания таких текстов. Так кто же пытается сформировать Руслану Габбасову образ националиста-интеллектуала? Кому и зачем понадобилось стимулировать башкирский национализм в условиях пикирующего авторитета БОО «Башкорт» среди самого же башкирского общества?

Для ответа на этот вопрос предлагаем снова вернуться непосредственно к статье Руслана Габбасова, где он не просто пытается дискредитировать низовые процессы реинтеграции северо-западных башкир, но и прямо называет московский Кремль выгодоприобретателем от татаро-башкирской напряженности.

Он прямо пишет - «Кремлю необходимо отвлечь народ от проблем и ввергнуть их в какую-нибудь заварушку, чтобы они оттуда не вылезали», а «национальные республики еще помнят времена суверенитетов и этакой небольшой вольницы, когда они могли достаточно большой частью своих доходов распоряжаться по своему усмотрению». Оказывается, «именно национальные республики сегодня громче всех поднимают голос, требуя пересмотреть распределение доходов между центром и республиками», а «одним из главных таких федералистов является Татарстан». Далее несостоявшийся теоретик башкирского национализма подводит читателя к мысли о том, что не нужно конфликтовать, а необходимо вместе бороться с Кремлем – «ведь если обе республики объединятся в защите своих прав, то эта будет та сила, которая сможет громко и твердо заявить о своих проблемах и потребовать их решения».

Деструктивные тезисы

Как видим, тезисы статьи Руслана Габбасова сводятся к следующей формуле – Татарстану и Башкортостану нужно вместе бороться против федерального центра. Это один из ключевых постулатов националистов, объединенных в Демократический конгресс народов России.

Это общественное объединение было создано в 2018 году на волне хайпа националистов по вопросу внесения поправок в закон «Об образовании», уточняющих, что преподавание и изучение государственных языков республик «осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ». Координаторами этого проекта стали близкие к казанскому Кремлю эксперт Руслан Айсин и заместитель председатель Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов – общественной организации, в ручном режиме управляемой аппаратом президента Татарстана. Уже в 2018 году представители этой организации ловко политизировали тему добровольности в изучении родных языков и использовали ее в качестве плацдарма для раскачки темы «федерализма» в большинстве национальных республиках страны - Адыгеи, Алтая, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Коми, Марий Эл, Якутии, Северной Осетии-Алании, Татарстана, Чувашии и Москвы.

Причем тема федерализма у них понимается в узком смысле этого всеобъемлющего термина и трактуется как дихотомия противостояния «центр – регионы». На самом деле все намного сложнее. Федеративные отношения — это динамичный процесс и во главе угла необходимо ставить вопрос единства страны, то есть все народы и территории исторически объединились не просто так, и процесс создания федеративного государства Российская Федерация продиктован вектором единства. Эта грань вопроса всегда выпадает из поля зрения националистов.

В Башкортостане им удалось привлечь на свою сторону активистов из БОО «Башкорт», видимо не до конца понимавших, что их под прикрытием «федерализма» втянули в масштабный политтехнологический проект по оказанию политического давления на федеральные власти с целью защиты «особого статуса» татарстанской этнократии.

Вместе с тем статья Габбасова говорит о готовности активистов БОО «Башкорт» попутно отрабатывать продвигаемые казанским Кремлем идеологемы на территории Башкортостана, связанные с отрицанием права северо-западных башкирам на этнокультурное развитие, раскачиванием мифического «татарского вопроса» в республике и дискредитацией региональных властей.

Кстати, списанной с кальки постов Демократического конгресса народов России стала недавняя публикация в социальных сетях опять же под «франшизой» Руслана Габбасова. Публикация вызвала острую реакцию общественности, так как по своей сути она является попыткой лингвистического подрыва единого поля федерального законодательства, в равной степени распространяющегося на все субъекты регионы страны. В ней Габбасов призвал приравнять национальные республики – субъекты Российской Федерации, в частности, Башкортостан - к статусу суверенного государства. Согласно его позиции, русский язык не должен иметь статуса государственного языка в Башкортостане подобно Казахстану, где у русского языка статус лишь языка межнационального общения.

Таким образом, в Башкирии мы наблюдаем попытки продвижения Демократическим конгрессом народов России деструктивных замыслов, направленных на раскачивание межнациональных отношений и укрепление идей этнического сепаратизма вплоть до решения территориальных вопросов.

Вместе с тем во всей этой истории важна не сама статья Габбасова, которая, видимо, уже стала объектом внимания правоохранительных органов. Важно совсем другое – деструктивные тезисы, направленные на развал страны, встретили жесткую реакцию со стороны башкирского общества, а значит, Демократический конгресс народов России не имеет успеха на территории Башкирии. Башкирское общество не приняло эти идеи и, уже несколько дней демонстрируя этатистские архетипы массового сознания, тычет Габбасова как нашкодившего кота лицом в сепаратистские испражнения.







X