Пришел, выпил, убил…

По улице Тимирязева в Луховицах проходит граница между городом и деревней. С одной стороны — одноэтажные домики с палисадниками, с другой — современный микрорайон с высотными домами. Но уживаются они мирно. Из высоток в частный сектор идут за первой зеленью, редиской и огурчиками с грядки. В свою очередь, сельские жители с появлением нового микрорайона приобрели под боком всю необходимую социальную инфраструктуру: здесь есть школа, детский сад и амбулатория. Вот только местная «наливайка», расположенная в пристройке к дому номер 16, отравляет им жизнь.



«Кому вообще могло прийти в голову открыть забегаловку во дворе дома, где расположено столько детских учреждений?» — удивляется местная жительница Людмила Борисовна Славинская.

Поводов для недовольства у жителей достаточно. В ближайших к кафе подъездах — постоянная грязь и невыносимый запах: его завсегдатаи там и пьют, и нужду справляют, кодовые замки они же постоянно ломают. Во двор с наступлением темноты выйти страшно: пьянчуги ссорятся, шумят, матерятся…



«Открывается этот гадюшник в пять вечера и работает до последнего посетителя, мы иногда до двух ночи не спим из-за пьяных разборок под окнами, особенно летом, когда все окна открыты», — жалуется женщина. По ее словам, основной контингент заведения — местные «синяки» и совсем зеленая молодежь: малолеткам нигде больше алкоголь не продают, а тут — пожалуйста.

Война жителей с «наливайкой» давно превратилась в позиционную, но последний случай всколыхнул весь район. Два молодых отморозка, выйдя из питейного заведения, напали на местного жителя, который попался им в недобрый час. Завязалась драка, мужчина получил смертельный удар ножом и умер. У него остались беременная жена и пятилетний ребенок.



«Сколько мы тогда собрали подписей, чтобы закрыли эту пивнуху, а нам в ответ: не можем, мол, частный бизнес притеснять. А кому, кроме алкашей, такой бизнес нужен? Вот только сейчас, во время карантина, вздохнули спокойно: все кафе закрыли, и нашу забегаловку — тоже. Но как только снимут запрет, сразу начнется ад. Я лично подписывала письмо с просьбой закрыть нашу пивнушку, но если в Подмосковье хотят принять закон, который позволит закрыть такие питейные заведения по всей области, то я и мои соседи будем за них голосовать двумя руками!»

Малогабаритный общепит

Подобных забегаловок — на вывесках они именуются то как рюмочные или буфеты, то как бары или кафе — по всей России огромное количество. Только в Подмосковье их уже порядка 3 тысяч будет. Но как бы они ни назывались, существуют лишь за счет продажи спиртного в то время, когда в обычных магазинах алкоголь продавать нельзя, то есть с 23 часов вечера до 8 утра.

Поэтому владельцы «наливаек» не заморачиваются ни по поводу разнообразного меню в своих заведениях, ни тем более насчет интерьера: непритязательным клиентам все равно, на чем сидеть и чем закусывать, лишь бы наливали.

Да и что можно разместить на 20–30 квадратных метрах? Ведь в большинстве случаев пивнушки располагаются в стандартной двух- или трехкомнатной квартире на первом этаже жилого дома: в одной комнате — склад, в другой — зал. Там с трудом могут уместиться барная стойка да пара пластиковых столиков со стульями.

Тем не менее у подобных заведений тоже есть защитники. Мол, ужесточение закона о «наливайках» больно ударит по общепиту, который и без того еле жив из-за карантина по коронавирусу. Мы решили поговорить с одним из владельцев такого мини-бара «без протокола» и выяснить, чем он считает свое заведение: алкомаркетом или общепитом?

«90 процентов моей выручки дает алкоголь. Лучше всего идут пиво, водка, хуже — вино. Ценник у меня намного ниже, чем в соседнем супермаркете. Большие магазины мне не конкуренты: как только там продажа алкоголя закрывается, ко мне сразу же выстраивается очередь. Насчет закуски я не заморачиваюсь: есть различные снеки — этого вполне хватает. В самом начале, как только открылся, я пытался заказывать кондитерку, пирожки всякие, но моим покупателям это не нужно. Они считают, что закуска — враг выпивки. А другие ко мне не заходят», — честно рассказывает Алексей, предприниматель из Подольска.

В 2000-е он очень дешево купил «убитую» трехкомнатную квартиру на первом этаже хрущевки и сделал там небольшой продовольственный магазин в формате «по соседству». Законодательство тогда было либеральным, поэтому его мини-маркет продавал все — и хлеб-молоко, и сигареты-спиртное. Потом торговлю крепкими спиртными напитками на площади менее 50 кв.м запретили, и, по словам Алексея, бизнес закончился. Пришлось в срочном порядке перерегистрировать магазин в бар. Если сейчас снова закрутят гайки, он уверен, что все равно сумеет найти лазейку в законодательстве.

«Сейчас все местные алконавты тусуются у меня, но если я закроюсь — они будут все равно пить, только во дворе, на детской площадке. Вряд ли это понравится жильцам соседних домов», — говорит предприниматель.

Под градусом

Алексей уверяет, что у него конфликтов с жильцами дома, где расположен бар, нет. Он крепкий, спортивный мужчина, поэтому буянить в своем заведении не позволяет. С местной полицией контакт тоже хороший. У него, говорит, есть принципы, за которые его уважают. Главный — не продавать спиртное подросткам. Потому что у Алексея свой сын растет. Но далеко не все владельцы «наливаек» столь щепетильны в вопросах морали и права.

В начале апреля полицейские из Домодедова провели проверку местного бистро «24 градуса», расположенного на улице Советской. В контрольной закупке участвовал несовершеннолетний парень — тем не менее ему продали алкоголь без всяких вопросов. К административной ответственности привлекли продавца, но в отношении собственника заведения тоже проводится проверка.

Это злачное место уже давно на примете у правоохранительных органов. От жильцов соседних домов поступают регулярные жалобы на тусовщиков, которые не дают им спать по ночам. С тех пор как в Московской области объявили режим повышенной готовности из-за коронавируса и все точки общепита закрыли, внутрь бистро пройти нельзя, поэтому товар отпускают через окно. Формально заведение является общепитом и может работать дистанционно, осуществляя продажу навынос, но по факту это просто юридическая лазейка, которую ловкие дельцы используют себе во благо. Продается в бистро в основном именно алкоголь, причем в ночное время, когда вступает в силу запрет на продажу алкогольных напитков в торговых сетях. Весь сервис «наливайки» сводится к тому, что продавец, прежде чем продать бутылку покупателю, должен открутить крышку…

Потом клиенты бистро распивают алкоголь прямо во дворе, на детской площадке. Жители по утрам находят там пустые и битые бутылки. А недавно у подростков, которые постоянно тусуются вокруг «наливайки», появилось новое развлечение: бить припаркованные здесь автомобили. «На нескольких машинах они открутили боковые зеркала, а еще моему соседу урной разбили лобовое стекло. Даже из окна выглянуть ночью боязно, не говоря о том, чтобы во двор выйти», — жалуются жильцы дома по Советской улице. Любители выпить постоянно толпятся в их дворе — даже сейчас, во время режима самоизоляции, не соблюдая никакую социальную дистанцию.

фото: Соцсети

По просьбе жителей

Если потребуется характеризовать одним словом отношение людей к «наливайкам», то более точного, чем «ненависть», не подобрать. За два последних года от жителей Московской области поступило более 7 тысяч жалоб на деятельность предприятий общепита, расположенных на первых этажах жилых домов.

Член Комитета Мособлдумы по вопросам охраны здоровья, труда и социальной политики Евгений Аксаков считает, что главная опасность подобных заведений — то, что они привлекают детей: продавцы в «наливайках» зачастую не соблюдают правила и продают спиртное несовершеннолетним. «Кроме того, эти места способствуют общей алкоголизации, а также нередко реализуют некачественную продукцию. Площадь зала там крайне мала и не позволяет размещать столики, как в нормальном кафе. По сути, они просто продают алкоголь навынос в ночное время. В итоге — вред не только гражданам, которые посещают эти места, но и жителям домов, где этот общепит расположен: далеко не всегда посетителям заведений удается не потревожить общественный порядок», — говорит депутат.

Кстати, труду над законопроектом очень помогла предварительная работа с населением, которую провели активисты-«молодогвардейцы» в рамках проекта «Народный контроль». Осенью прошлого года они проводили опрос среди жителей Подмосковья — в нем приняли участие 32 тысячи человек. Из них около 90% опрошенных высказались за полный запрет «наливаек», 7% затруднились ответить, и только 3% были против.

Руководитель «Молодой гвардии» Московской области Александр Толмачев сообщил, что такое большое количество анкет его товарищи собрали в рекордные сроки, потому что люди очень живо интересовались темой опроса. Она их лично касалась, и практически никто из прохожих, к кому обращались «молодогвардейцы», не отказывался высказать свое мнение. Люди говорили, что хотят жить в тихом и спокойном дворе, чтобы их дети, играя на детской площадке, находились в полной безопасности. Кроме того, многие считают, что «наливайки» — пережиток прошлого, атавизм, доставшийся в наследство от дикости, которая царила в 90-е годы.

Только что, 5 мая, вступил в силу Федеральный закон №429017-7. В нем говорится о запрете продавать спиртное в заведениях общепита, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих территориях, если площадь зала обслуживания не превышает 20 кв.м. Но у регионов есть право самостоятельно определять предельную площадь таких заведений, а также ограничивать их деятельность вплоть до полного запрета продажи алкоголя. Поэтому на днях Мособлдума в первом чтении приняла законопроект, который предлагает установить, что минимальная площадь таких заведений в Московской области будет составлять 50 кв.м.

«Мы не ставим задачу ущемить в правах бизнес. Напротив, многие коммерсанты с пониманием относятся к нашей инициативе. Законопроект не затронет добросовестных предпринимателей: люди по-прежнему смогут отдохнуть в кафе и ресторанах хорошего уровня, где можно посидеть за столиком. К тому же наше решение — не самое жесткое, ведь, напомню, федеральный закон дает региону право и вовсе полностью запретить торговлю алкоголем в подобных заведениях, но мы в Подмосковье решили найти здравый компромисс», — подчеркивает председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов.

* * *

Очень важно, чтобы региональный закон о «наливайках» был принят Мособлдумой сейчас, пока из-за карантинных ограничений эти пивнушки не работают. Тогда людям не придется вновь столкнуться с существованием такого зла, а владельцы алкомаркетов должны заранее понимать все свои риски и либо менять вид деятельности, либо отказываться от торговли алкоголем.

Сделать это нужно не только ради тех, кто вынужден делить общий двор или подъезд с «наливайками», но и ради всех, кто любит Подмосковье. Область с каждым годом становится все красивее, появляются благоустроенные парки и пешеходные зоны, в регион приезжает много туристов. И местный бизнес с энтузиазмом принимает в этом участие: например, во многих подмосковных городах появились интересные аутентичные кафе и рестораны, где можно отдохнуть всей семьей, посидеть вечером с девушкой или большой компанией.

Из-за пандемии коронавируса мы еще не скоро сможем поехать куда-нибудь в Европу и посидеть в кафешках Вены или Парижа. Но зато у нас будет много времени, чтобы лучше познакомиться с родным Подмосковьем. И очень хочется, чтобы к тому моменту, когда будет снят карантин, на карте Московской области остались только культурные достопримечательности, а злачные места типа «наливаек» остались в далеком прошлом.







X