Правильнее говорить об интернет-зависимости, а устройства для попадания в сеть, просто изготавливаются более удобными для пользователя и необходимо понимать, человек зависит не от телефона или компьютера, а от предоставляемых ими возможностей. Интернету же в человеческой жизни, уже 50 лет минуло, датой основания считается 29 октября 1969 года и данные о первых отклонениях в поведении пользователей появились достаточно давно. В 1996 году, психиатр Кимберли Янг (Kimberly Young) опубликовала статью с названием "Интернет-зависимость: появление нового расстройства", дальнейшее изучение специалистами аспектов данной проблематики, привело к включению этой зависимости в международное "Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам". Удивительно, но для многих родителей, это по-прежнему "новое расстройство" и они, искренне недоумевают по поводу "причин и следствий", к специалистам не обращаются, полагаясь на громкий голос и грубую физическую силу. Помогает, к сожалению, или счастью, далеко не всегда, поэтому предлагаю перейти к конкретным рекомендациям.  



Прежде всего, "врага надо знать в лицо", а виды интернет-зависимостей разные, основные из них таковы:

• Тяга к общению в интернете и новым знакомствам в сети. Характеризуется постоянным пребыванием на сайтах знакомств, различных чатах и форумах. Зачастую, такое общение становится важнее семьи и настоящих друзей. Особенно тяжёлые формы приобретает у людей, имеющих проблемы с общением в реальной жизни.

• Компульсивная навигация или онлайн-сёрфинг. Непреодолимая тяга, заставляющая человека регулярно и бесцельно блуждать по сети. Приводит к снижению когнитивных способностей, высоким временным затратам и как следствие, к ухудшению успеваемости в учёбе.



• Игровая зависимость. Специалисты наблюдают у обращающихся, изменение сознания, искаженное восприятие своего "Я", ощущение виртуального могущества, антисоциальный характер.

https://pixabay.com

Для определения наличия какой-либо подобной зависимости, есть разработанные методики: тест Кимберли Янг, шкала интернет-зависимости С.Чена и другие, но это инструменты специалистов, а как быть родителям? Когда "бить тревогу" и стоит ли?



Просто и понятно, выделяют три этапа данной зависимости, и если на первом из них, в период знакомства с возможностями использования современных устройств или работы с ними, поводов для беспокойства не много, то второй этап, уже связанный с увеличением времени пребывания в сети и отдалением от реальности - это основание для серьёзной озабоченности. Третий этап характеризуется обычно ярко выраженными нарушениями, что заставляет искать профессиональной помощи. Основными симптомами на уровне физиологии, могут являться нарушения режима сна и питания, ухудшение зрения, различные нарушения в работе суставов. Страдает и психика: появляются агрессия, тревога, уныние, частые перепады настроения. Стоит напомнить и о рекомендациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по ограничениям в использовании мобильных устройств: здесь и излучение, и мелкий шрифт, и потеря концентрации и внимания в условиях улицы.

Сегодня, отличать норму и патологию совсем не просто, даже профессионалам. Приведу конкретный пример:

В далёких уже 90-х, случай свёл меня с женщиной, в прошлом талантливым экскурсоводом, а на момент встречи, психически больной. Она постоянно ходила по улицам и "вела экскурсию", громко и беспрерывно говорила: "посмотрите налево, посмотрите направо и Вы увидите…" Люди оборачивались, посмеивались, крутили пальцами у виска. Тогда это казалось странным, а теперь? Сколько мы каждый день видим таких же, погруженных в себя или в телефон, а учитывая беспроводные наушники и говорящих (как кажется со стороны) с собой?

К сожалению, всё это приводит к тому, что с обращением за помощью часто опаздывают. Думая, что "у всех так". Рассуждая о любых зависимостях, как химических от психоактивных веществ, так и не химических, от психоактивных действий, необходимо говорить о понятии социальной нормы, но многие родители не всегда понимают о чём речь. Будучи сами зависимыми людьми, они культивируют похожие зависимости и у своих детей. Так некоторые мамы, приводя своего ребёнка к психотерапевту для разговора о компьютерной, мобильной или игровой зависимостях, даже во время приёма продолжают переписку с телефона. И формирование зависимого поведения, как и покупка различных "гаджетов" тоже на совести родителей, обеспокоить их способны, лишь серьёзные нарушения и симптомы в поведении детей, которые стоит перечислить:

Ощущение эйфории от пребывания в сети, при невозможности воспользоваться своим "гаджетом", уныние и апатия.

Трудно отвлечь ребёнка от компьютера, телефона, планшета.

Потеря ощущения времени, может взять устройство на пять минут, а оставить через несколько часов.

Частое и регулярное, автоматическое использование мобильного устройства, без конкретной цели.

Смещение интересов в область виртуального пространства, в ущерб личному общению и «живым» контактам.

Какие же шаги следует предпринять взрослым, для помощи своим детям? Как и в работе с другими зависимостями, первое правило: начните с себя! От вашего поведения и отношения, зависит во многом и безопасность ваших детей. Есть и ещё ряд рекомендаций:

Установите для ребёнка точное количество времени на пользование компьютером, планшетом, телефоном.

Отслеживайте и блокируйте доступ к нежелательному контенту в Сети.

Введите чувствительные, но не вредящие здоровью санкции за нарушение установленных правил.

Сделайте жизнь ребёнка более интересной, насытив её разнообразными событиями (физическая активность, хобби, путешествия, творчество и т.д.).

Самостоятельно или с помощью специалиста выявляйте причины тяги ребёнка к использованию подобных устройств и интернету.

https://pixabay.com

Важно осознавать, что сегодня многие исследователи подобных типов зависимого поведения, фиксируют нарастание количества повреждающих факторов и конечно, наиболее остро, данная проблема ощущается на Западе, однако бешенные темпы развития технологий и упрощение доступа к интернету, требуют осознания угрозы для социально-психологической безопасности человека (тем более ребёнка) и в нашей стране. Основным же фактором развития интернет-зависимости у детей, можно назвать нездоровую атмосферу в семье и неверные воспитательные принципы: вседозволенность, подавление инициативы, безнаказанность. Всё это приводит к попыткам компенсации в интернете нереализованных в реальной жизни потребностей: уважения, достижений, собственной значимости, любви и дружбы.

Возможно, в недалёком будущем, компьютерные технологии, став ещё более мобильными, позволят внедрять развлекательные интернет-сервисы прямо в головной мозг, судя по всему до этого не так и далеко. Будет здорово, если запуск такой он-лайн игры или чата, будет осуществляться с помощью подзатыльника, а родители, чувствующие, что выполнили свои воспитательные функции, будут более спокойными, а дети станут играть дальше, понимая: иначе игра не запускается.

А пока, порекомендую всем, не перекладывать свои обязанности на электронных помощников. Занимайтесь, учитесь, играйте и тренируйтесь со своими детьми, не теряя времени на виртуальную реальность...

Автор: Моисеев Олег Олегович/ Клинический психолог, наркологический превентолог, руководитель МГО ОО «Общее дело».

 

 







X