Невский проспект (и близлежащие улицы) на глазах пустеет: закрытые из-за режима «повышенной готовности» кафе и магазины уже не рассчитывают пережить мертвый сезон. Лидирует среди «беглецов» общепит: уже объявили о своем закрытии несколько кафе известных франшиз Subway, «Шоколадница» и «Кофе Хауз». Закрывается (и продается) вегетарианское кафе «Брат» на Большой Морской. Не дождавшись возвращения туристов, покинул центральный проспект «Художественный салон Gift». Почему-то закрылся даже «Дикси» на Староневском, хотя другие магазины этой сети в городе спокойно работают.



Вообще, по наблюдениям аналитиков из Colliers International, на Невском проспекте сложилась довольно напряженная ситуация с арендой для бизнеса. Так, еще в первом квартале 2020 года здесь планировало открыться множество новых кафе и ресторанов: среди них – франшизы Cofix, «DODO пицца» и «Шоколадница», рестораны Kazan Mangal, «Мама на даче». Должен был открыться и бутик Tissot.

Исчезновение туристов (и китайцев) еще в первые месяцы года заставило многих задуматься - идти на риск или нет. Тем не менее, перед самым «карантином» успели открыться Pirat Marmelad, «ВкусВилл» и, например, фирменный магазин Кондитерской фабрики им. Крупской (впрочем, большинство из них добились права работать).



У тех, кто мог бы работать, но все же закрывается, проблема не только фатальном падении посещаемости, но и в неадекватной стоимости аренды. Для большинства предприятий общепита или «индустрии гостеприимства» в условиях полного краха отрасли прежние арендные договоры стали «неподъемными». Это касается как резидентов закрытых торговых центров, так и арендаторов стрит-ритейла. Особенно – на престижном Невском. Для многих проще переждать лихие времена в режиме «глубокой заморозки», чем платить за пустое помещение.  



Если бы арендодатели были готовы перейти на расчет ставок как процента с товарооборота (хотя бы на полгода или год) – тогда другое дело, объясняют предприниматели. Но такими договорами могут похвастать только крупные, «якорные» арендаторы из числа федеральных сетей.

Шансов на то, что владельцы помещений станут более сговорчивыми и пойдут навстречу аредаторам, мало. Городская программа, которая обещает снижении налога на имущество для «лояльных» владельцев площадей, пока еще не заработала. (В идеале скидка на этот налог для тех арендодателей, которые дают льготы арендаторам, может составить 50%). Вдобавок, судя по всему, эта льгота изначально касалась только торговых центров площадью более 1 тыс. кв. м., а значит, на обычные магазины «со входом с улицы» не распространяется.

Опустевший Невский уже стал символом кризиса. Хотя есть надежда, что бизнес средней руки не закроется, а просто съедет в боковые улицы или окончательно покинет центр (многие предприниматели были к этому готовы задолго до начала «самоизоляции»). И все же посуровевший облик центра города не располагает к оптимизму.

МК Справка

По прогнозам Colliers International, доля вакантных помещений на ключевых торговых коридорах Петербурга может во втором квартале увеличиться до 9-10%, что станет самым высоким показателем за последние пять лет.







X