Почему во всех цирках размер манежа одинаковый, и с какой ноги нужно ступать на арену. Инспектор столичного циркового манежа Василий Уманец рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о тонкостях своей работы.

Контролировать и обеспечивать

Если говорить образным языком, то инспектор манежа — боцман на борту корабля под названием «Цирк». Ему подчиняются все цеха и службы во время представления и репетиций.



— На первом месте, конечно, вопросы безопасности. Всегда тщательно проверяем крепления манежного барьера и цирковой аппаратуры. Руковожу установкой, подвеской и заправкой оборудования внизу и под куполом. Обязательно присутствую во время репетиций трюковых номеров. Ассистирую режиссеру при постановке программ, — рассказывает В. Уманец.

Когда приезжает новая программа, инспектор манежа контролирует разгрузку, размещение реквизита. Собирает технические паспорта на каждый механизм: стойки, лестницы, балансиры, лонжи, тросовую оснастку, блоки, карабины, чекели.



— На них не должно быть трещин, шероховатостей, которые могут травмировать артистов во время исполнения номера. Подвеска на куполе допускается к работе только после прохождения испытаний. Все очень серьезно, ведь цена ошибки — жизнь артиста, — объясняет собеседник.

Есть в цирке униформисты. Их задача — быстро и незаметно для зрителя принести или унести реквизит, успеть за время клоунской репризы убрать ковер, потому что впереди — выступление наездников. Эти молодые ребята — правая рука инспектора манежа. Сегодня их восемь человек.



— Они также присутствуют на всех репетициях, потому что должны четко знать специфику номера, за которым закреплены. Заправка манежа и его уборка также их работа, — продолжает В. Уманец.

Раньше инспектор манежа был еще и ведущим представления. Вплоть до 2003 года мой собеседник каждый вечер выходил на арену цирка как шпрехшталмейстер. Сейчас это отдельная должность.

— Весь день решал важные вопросы, а вечером облачался в красивый костюм и выходил на манеж. У меня для каждой программы был отдельный наряд. Модель выбирал сам, листая модные журналы. Шил на заказ. Среди любимых — зеленый парчовый и черный с фиолетовыми блестками. Скучаю ли по тем временам? Скорее да. Любил я это очень, отдыхал душой, — улыбается Василий.

Манежные тайны

Вне зависимости от того, на сколько зрителей рассчитан цирк, размер манежа всегда одинаков и составляет 13 м (42 фута) в диаметре (в шапито — 11 м). В XVIII веке основатель европейского цирка Филип Астлей высчитал, что именно при таком диаметре спина лошади, бегущей по арене, будет иметь постоянный угол наклона, который необходим для конных трюков.

— Долгое время манеж засыпали опилками. Каждый день их нужно было убирать, укладывать новые, поливать водой и ровнять граблями. Если до бортика оставались 10–15 см, не покрытые ковром, опилки красили в нужный цвет и заполняли ими зазор. Этот период я еще застал, — вспоминает В. Уманец.

После реконструкции в Белгосцирке установили современный манеж, в его арсенале — четыре платформы. Они размещаются в шахте, глубина которой 15 м. Для обслуживания такого сложного механизма создан дополнительный цех. Его сотрудники каждую неделю обязаны проводить технические проверки. Основная платформа каучуковая, используется постоянно в первом отделении. Есть еще светящаяся, а также площадка, приспособленная для работы цирка на воде.

— Ковры, которые стелют на манеж, из натуральной шерсти. Всего их 12 штук, диаметр — 13 м или 11 м. Отличаются по цвету и подбираются в зависимости от освещения, которое будет задействовано в программе, — дополняет инспектор.

Не было бы счастья…

В. Уманец в юности мечтал стать актером, однако в театральный не поступил. Но судьба к нему благоволила — сценой для него стал цирковой манеж.

— Получилось все случайно: я зашел в цирк в поисках работы. Меня взяли ассистентом в аттракцион Марицы Запашной «Покорение». Работали с хищниками — львы, тигры, черная пантера. Репетировали с 11 вечера до 3 утра. Затем я пополнил ряды униформистов. Потом меня стали готовить на должность инспектора манежа. Это был 1980 год, — уточняет собеседник.

Вырваться из этого магического круга он больше не смог, да и не захотел. Жизнь, насыщенная новыми знакомствами и программами, бешеный ритм и эмоциональный накал привязали его к цирку. В. Уманец и сегодня, оформив пенсию, продолжает трудиться. С теплотой вспоминает свой творческий путь во времена Советского Союза:

— Отправили меня на обучение в Харьков, после перевели в систему Союзгосцирка. Первая разнарядка была на Кавказ — в Ставрополе отработал несколько программ. А потом вдруг цирк в Кремлевском Дворце с новогодним представлением «Пусть мирно светят звезды». Намаялся я там с пропускной системой: каждый день вставал в 6 утра, чтобы вовремя добраться и получить разрешение на вход. После этого вел программу в Гомельском цирке. Довелось побывать и в Кишиневе, откуда я родом. Там общался со зрителями на родном молдавском языке. А с 1986 года — инспектор манежа минского цирка.

У него в руках увесистая стопка фотографий, и это лишь малая часть архива. На снимках узнаваемые личности, с которыми пересекался В. Уманец за время работы. Вот он с Ксенией Собчак, которая приезжала в Минск брать интервью у Запашных. А вот рядом с Аллой Пугачевой и Владимиром Кузьминым — выступали на одной площадке в Ростове. С Николаем Валуевым, когда на арене минского цирка проходили бои. Наши звезды — Игорь Лученок, Александр Солодуха, Владимир Мулявин. А сколько цирковых знаменитых артистов: Евгений Милаев, Юрий Дуров, Людмила и Владимир Шевченко, братья Запашные, Владимир Волжанский.

И немудрено, что в день 60-летия В. Уманца в гастрольный отдел Белгосцирка прилетели поздравления со всех уголков мира.

Суеверия и традиции

  • В цирке запрещено грызть семечки. Плохая примета — не будет дохода.
  • Перед началом новой программы следует потоптаться по цирковой афише, чтобы все удачно сложилось.
  • Категорически нельзя сидеть спиной к манежу — зритель отвернется. А еще это знак неуважения.
  • Перед выходом артиста на манеж ему не перебегают дорогу.
  • На арену всем без исключения положено ступать только с правой ноги. Иначе номер пойдет насмарку.
  • Креститься перед выходом на арену тоже давняя традиция.
  • Воздушные гимнасты перед выступлением запрещают рабочим сцены и другим артистам проходить между собой и партнером, а также между ними и ареной.
  • Многие жонглеры не позволяют дотрагиваться до своего реквизита.
  • Инспектор манежа перед началом программы задает контрольный вопрос: «Все готовы?» Получив ответ, дает отмашку началу представления словами: «Вперед! Поехали!»

А знаете ли вы что:

  • форганг — проход, из которого артисты выходят на манеж;
  • батон — в цирке не хлеб, а клоунская палка с мягкой овальной подушечкой на конце;
  • флик фляк — акробатический прыжок через спину с приходом сначала на руки, а потом на ноги;
  • драйка — колонна из трех человек, фирка — из четырех;
  • пушкари — люди, управляющие прожекторами;
  • кор-де-парель — канат, на котором выступают гимнастки;
  • капля — падение артиста воздушного полета из-под купола вниз головой на натянутую сетку.

Фото предоставлены Белгосцирком







X