Валентина Семижон 25 лет помогает пожилым минчанам


Размер шрифта: А А А

У каждого человека, связавшего жизнь со службой социальной защиты, свой путь в профессию. С социальным работником ТЦСОН Советского района Валентиной Семижон беседовала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Валентина Петровна 25 лет работает в социальной службе Советского района и справедливо считает: незачем менять место, где тебе хорошо.

— Я пришла в соцслужбу, когда мне было около 40 лет, — рассказывает собеседница. — К этому возрасту человек четко знает свои способности и возможности. Я бы не взялась за работу, не будь уверена, что справлюсь.

По специальности В. Семижон — модельер-конструктор верхней одежды. После окончания профессионального училища трудилась на одном из минских предприятий легкой промышленности. Когда мужа, специалиста в строительной отрасли, на 5 лет командировали в Монголию, она с двумя детьми поехала вместе с ним. Вернулись в Минск в начале 1990-х, в стране начинались большие перемены. На какое-то время Валентина устроилась на фирму секретарем. А потом подруга, работавшая в системе социальной защиты, предложила ей попробовать себя в этой сфере.

В то время структура социальной службы несколько отличалась от сегодняшней. Выполнение основных задач возлагалось на отделы социального обеспечения при районных администрациях. Теперешних ТЦСОН, предоставляющих пенсионерам и инвалидам широкий спектр услуг по организации досуга, транспортного обеспечения, сопровождения, тогда не было. Основная задача — обслуживание нуждающихся в поддержке людей на дому. Именно этому Валентина Петровна себя и посвятила.

— Как 25 лет назад, так и сейчас, главное для соцработника — помочь подопечным в тех вопросах, которые они по состоянию здоровья сами решить не могут. Это уборка квартиры, покупка продуктов питания, приготовление пищи и так далее. За последние годы перечень наших услуг стал шире. К примеру, теперь моем в квартирах окна, помогаем выполнять гигиенические процедуры, при необходимости обучаем, как пользоваться компьютерной техникой, мобильными телефонами, — говорит собеседница.

Нуждающихся в обслуживании на дому пенсионеров стало намного больше, чем четверть века назад, отмечает В. Семижон. Если раньше помощь требовалась в основном одиноким пожилым людям, то теперь о ней просят и имеющие детей горожане. Не потому, что сыновья или дочери плохие. Большинство не могут обеспечить родителям должный уход, потому что заняты на работе либо живут за границей. Хотя, к сожалению, есть и те, кто откровенно игнорирует свои обязанности, предпочитая переложить заботу на государство.

Среднестатистический портрет социального работника изменился незначительно. Разве что в последние годы стали появляться представители мужского пола, что можно только приветствовать.

А вот обеспечивать пожилых людей необходимыми товарами стало легче, чем в 1990-е. Раньше Валентина Петровна не раз по часу стояла в очереди за дефицитными продуктами, шампунем, зубной пастой. Социальный работник имел право, предъявив удостоверение, купить нужный товар без очереди. Но пользоваться привилегией она опасалась из-за агрессивного отношения к этому других покупателей. В те годы директора некоторых магазинов шли навстречу, напрямую отпуская продукты первой необходимости. А еще В. Семижон взяла себе за правило при малейшей возможности покупать товары для своих подопечных впрок. Сумки в то время приходилось носить неподъемные.

К счастью, подобные проблемы остались в прошлом. Сегодня в магазинах товары на любой вкус. Валентина Петровна отмечает: покупательная способность пенсионеров значительно выросла. Заказы поступают самые разные, подопечные активно интересуются рекламируемыми новинками. Соцработник стремится выполнить все указания максимально точно. Тщательно выискивает на полках конкретный вид хлеба и сметану желаемого процента жирности.

— По своему опыту могу сказать, что походы по магазинам по-прежнему остаются одной из самых востребованных услуг. Интернет-магазинами и возможностью доставки продуктов на дом мои подопечные не пользуются. Люди в возрасте к новациям относятся довольно осторожно, предпочитают все делать по старинке, — делится собеседница.

Она частый посетитель в почтовых отделениях, где оплачивает коммунальные услуги, в аптеках, где покупает подопечным медикаменты. Редкий визит обходится без уборки в квартире. И всегда готова поддержать пожилых добрым словом, развеселить удачной шуткой. А они рассказывают ей о просмотренных передачах и сериалах, делятся мнениями по поводу прочитанного в газетах, воспоминаниями.

— Я бы с удовольствием сопровождала пенсионеров на прогулку, выставку или в храм, у нас есть и такая услуга. Но практически никому из них уже не под силу выйти из дома, — сокрушается В. Семижон.

Сегодня она оказывает поддержку 10 минчанам: 9 женщинам и 1 мужчине. В основном это люди за 80, самой пожилой — 95 лет, она не встает с постели.

Валентина Петровна уверена: человек никогда не сможет быть соцработником, если не умеет находить общий язык с подопечными. К каждому относится с уважением, старается подстроиться под характер. Признается: обслуживаемые люди требовательнее к качеству услуг, чем четверть века назад. Но она всегда работала на совесть, да и опыта не занимать.

— Когда наши новые сотрудники обращаются ко мне за советом, как поступить в той или иной ситуации, отвечаю: терпения и понимания много не бывает. И всегда говорю: наша работа самая лучшая, ведь что может быть достойнее, чем помогать людям!— подчеркивает она.

—Пользуюсь услугами соцработников 12 лет. Дочка живет за границей, сын и его семья в Минске, они обо мне заботятся. Но из-за сильнейшей бронхиальной астмы большую часть года выйти из дома вообще не могу, да и зрение серьезно подводит,— рассказывает минчанка Тамара Шелюбская. — Так что помощи мне надо много. Без моей Валентины Петровны не представляю, как бы справилась. Спасибо ей большое за заботу!

Справочно

В столичной системе социальной защиты работают 2,9 тыс. человек. В их числе специалисты по социальной работе, инспекторы по основной деятельности, социальные работники, сиделки, руководители кружков, инструкторы по трудотерапии, няни и другие. Более 85 % составляют женщины. При этом 21 % сотрудников — молодежь до 31 года, 44 % — люди в возрасте от 32 до 45 лет.

На учете в столичных ТЦСОН — более 216,9 тыс. человек. В отделениях социальной помощи на дому обслуживают свыше 3,4 тыс. нетрудоспособных граждан. За 9 месяцев 2018 г. оказано 25,5 тыс. разовых социально-бытовых услуг.

Фото автора

Эти новости могут быть вам интересны







Читайте новое за сегодня ↓ или Оставить комментарий

Tutby   Хартия   Lenta   Белорусский Партизан


Посмотрите Курсы Валют на сегодня, Главные новости


тв программа на сегодня