В Сирии могут появиться белорусские ЗРК «для бедных»


Источник: Naviny.by
Размер шрифта: А А А

Зенитно-ракетный комплекс «Алебарда» — это белорусский вариант модернизации советского комплекса С-125.

В связи с обострением ситуации в Сирии, где во время налета израильской авиации на Латакию был сбит российский самолет разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-20, эксперты ожидают наращивания в регионе сил и средств ПВО как России, так и Сирии.

Один из элементов ЗРК «Алебарда». Фото stanislav-05.livejournal.comПомимо давно ожидаемых зенитных ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности С-300 сирийские военные, скорее всего, получат дополнительное количество ЗРК меньшей дальности. Причем это будут, вероятно, не только достаточно современные комплексы из России «Бук-М2Э», «Тор-М2» и «Панцирь-С1», но также прошедшие коренную модернизацию на белорусских и российских оборонных предприятиях ЗРК «Печора-2М».

Последние уже успели хорошо зарекомендовать себя во время боевых действий в Сирии. Сейчас в составе сирийских войск ПВО — 12 комплексов «Печора-2М».

Живучее советское оружие

История этого оружия восходит к 1955 году, когда в Советском Союзе началась разработка средств борьбы с авиационной техникой потенциального противника на высотах до 20 км и дальностях поражения до 25 км. В 1961 году комплекс С-125 был принят на вооружение.

В условиях реальных боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке этот ЗРК показал себя как эффективное средство, особенно для уничтожения низколетящих целей. В советские времена он широко экспортировался, и до сих пор около 400 комплексов состоят на вооружении армий более чем 35 государств, в том числе бывших советских республик, стран Восточной Европы и дальнего зарубежья.

ЗРК «Печора» применялся во время арабо-израильской войны в октябре 1973 года. Тогда сирийские и египетские войска выпустили 305 ракет и поразили 54 самолета. Использовался он и в ряде военных конфликтов последних двух десятилетий, в том числе в зоне Персидского залива и на Балканах. Во время боевых действий в Югославии в 1999 году двумя ракетами «Печоры» был сбит американский самолет F-117 «Ночной ястреб», построенный по технологии «стелс».

Длительные сроки эксплуатации и опыт боевого применения «Печоры» показали, что комплекс имеет большой модернизационный резерв.

К его обновлению подтолкнул, как считают аналитики, разгром Ливии коалицией западных стран. Тогда авиация коалиции уже в первые дни операции практически полностью подавила ливийскую ПВО, которая уже не отвечала требованиям современной войны.

В дело включился «Алевкурп»

В частности, для работы над обновлением «Печоры» была создана белорусско-российская международная финансово-промышленная группа «Оборонительные системы». Ведущим исполнителем с белорусской стороны выступило ОАО «Алевкурп».

Программа модернизации С-125М до уровня «Печора-2М» в первую очередь предусматривала замену основной аналоговой аппаратуры исходного комплекса на цифровую, используемую в ЗРК С-300ПМУ1. Важным элементом доработки стал перенос всех основных подсистем комплекса (кабины управления, антенного поста, пусковых установок) на автомобильные шасси повышенной проходимости Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

Основные тактико-технические характеристики комплекса «Печора-2М» таковы: поражение цели по дальности — 2,5-32 км; поражение цели по высоте — 0,02-20 км; время выхода на стрельбу — менее 30 минут; сопровождение до 16 воздушных объектов, скорость которых может достигать 1000 м/с.

Модернизированный комплекс может уничтожать крылатые ракеты, беспилотники, самолеты различного предназначения, в том числе изготовленные с применением технологии «стелс». Благодаря полноприводным шасси МЗКТ с колесной формулой 6х6 боевые машины комплекса могут уходить от ответных ударов, развивая скорость до 60 км/ч.

Новый этап — «Алебарда»

ЗРК «Печора-2М» оказался востребованным на рынке, что, очевидно, послужило для коллектива ОАО «Алевкурп» стимулом продолжить работу в этом направлении, но уже силами только белорусских предприятий.

Результатом стал ЗРК С-125 2БМ «Алебарда». По заявлению разработчиков, он представляет собой дальнейшую модернизацию «Печоры-2М».

Согласно данным СМИ, разработка «Алебарды» под руководством «Алевкурпа» велась с 2011 года. Соисполнителями выступили «ВолатАвто» (предприятие образовано МЗКТ) и 2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения.

Специально для «Алебарды» была разработана оптическая система «день — ночь» (тепловизор и телевизор) с улучшенными характеристиками. Исключены сотни регулировок, все настройки производятся автоматически. Высокая мобильность комплекса достигается установкой четырех пусковых установок на полуприцепах производства МЗКТ. При этом седельный тягач по желанию заказчика может быть любым.

В дальнейшем предполагается создать новый передатчик для радиолокационной станции (РЛС) и новую фазированную решетку, что значительно повысит возможности комплекса. Однако и сегодня они достаточно велики: РЛС «Алебарды» способна обнаружить цель типа истребителя F-16 на расстоянии до 70 км.

Специалисты «Алевкурпа» считают, что более эффективное — по сравнению с другими проектами доработки С-125 — сочетание методов наведения дает возможность использовать в «Алебарде» немодернизированные ракеты для С-125 и получать примерно такую же дальность поражения, как и у «Печоры-2М» при использовании модернизированных боеприпасов.

«Алебарда» дает возможность применять любые пусковые установки, на которых могут быть размещены «не родные» ракеты. Перепрограммирование процесса формирования команд управления на борт ракеты занимает миллисекунды.

И чтобы было недорого

К числу наиболее заметных внешних отличий «Алебарды» от «Печоры-2М» можно отнести размещение антенного поста и пусковых установок на полуприцепах МЗКТ, а кабины управления — на полноприводном автомобильном шасси типа МАЗ-6317. В ЗРК «Печора-2М», как отмечалось выше, все элементы размещаются на полноприводных автомобильных шасси марки МЗКТ.


Эмиратам приглянулись белорусские «Алебарды»?Замена колесных шасси, а также использование комплектующих преимущественно собственного производства, скорее всего, связаны с желанием сэкономить на издержках и сделать «Алебарду» привлекательной по цене для небогатых заказчиков.

С этой же целью производитель обязуется как поставлять комплексы, изготовленные в Беларуси, так и осуществлять реновацию С-125 по программе «Алебарда» непосредственно у заказчика, направляя к нему необходимую технику, комплектующие и специалистов.

Образец «Алебарды» был впервые публично продемонстрирован в июле 2014 года на оборонной выставке Milex-2014 в Минске.

Cтартовым же заказчиком «Алебарды», как полагают аналитики, стала Туркмения. Это оружие было показано на военном параде в Ашхабаде 27 октября прошлого года.

Емкость рынка для ЗРК «Алебарда» в ближайшие 10-15 лет может составить от 100 до 200 единиц. При этом комментаторы не исключают, что уже в ближайшее время с согласия белорусского руководства эти ракетные комплексы могут быть поставлены и в Сирию.

382760

Автор: Александр АЛЕСИН

Эти новости могут быть вам интересны









Читайте новое за сегодня ↓ или Оставить комментарий

Tutby   Хартия   Lenta   Белорусский Партизан

Ссылка на источник: В Сирии могут появиться белорусские ЗРК «для бедных»


Посмотрите Курсы Валют на сегодня, Главные новости



тв программа на сегодня