Афиша

Ретроспектива "Кинематограф Милоша Формана"

Жанр:
комедия, биография
Режисер:
Милош Форман
Описание:

С 03 по 31 марта (по субботам) Музей истории белорусского кино (ул. Свердлова, 4; тел. 227-10-75 [с 17.03 – 327-10-75]) в рамках персональной ретроспективы «Кинематограф Милоша Формана», показывает подборку фильмов знаменитого чешского кинорежиссера в связи с его 80-летием [18.02.1932], а именно:

03 марта (15-00) – «Черный Пётр» (Чехословакия, 1964), ч/б, 86 мин.
10 марта (15-00) – «Горит, моя барышня!» (Чехословакия, 1967), 71 мин.
17 марта (15-00) – «Отрыв» (США, 1971), 89 мин.
24 марта (15-00) – «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (США, 1975), 134 мин.
31 марта (15-00) – «Амадей» [режиссерская версия] (США, 1984), 180 мин.

АННОТАЦИИ К ФИЛЬМАМ РЕТРОСПЕКТИВЫ
«КИНЕМАТОГРАФ МИЛОША ФОРМАНА»

03 марта (суббота) в 15-00
ЧЁРНЫЙ ПЁТР (Cerny Petr)
. Чехословакия, 1963, 86 мин.
Реж. Милош Форман. В ролях: Ладислав Яким, Павла Мартинкова, Ян Вострчил, Владимир Пухольт, Павел Седлачек, Зденек Кулганек, Франтишек Косина.
Лирическая комедия о двух днях из жизни 17-летнего парня, который устраивается на работу в универсам на невероятно продвинутую (по меркам социалистической Чехословакии) должность – следить за тем, чтобы покупатели не воровали из магазина продукты. Полнометражный дебют Формана, шокировавший зрителей документально переданной атмосферой бесцветной жизни низов и сочетанием достоверности непреукрашенного бытия с правдивым и ироничным изображением психологии героев, многие роли которых исполняли непрофессиональные актеры. Раскованный, зачастую импровизированный диалог, отличное знание выводимого на экран материала, использование рок-музыки, воспринимавшейся тогда как символ молодежного протеста, и — главное — обращение к теме конфликта поколений сделали эту и последующие картины Формана ("Любовные похождения блондинки" и "Горит, моя барышня!") революционным событием в кинематографе ЧССР, а самого режиссера — признанным лидером так называемой "новой чешской волны". Россыпью «говорящих» деталей постановщик создает выразительные портреты отцов и детей – тех, кто пережил несколько режимов со всеми вытекающими отсюда последствиями, и тех, кто только знакомится с миром взрослых и «преступно» разрушает его мораль своей наивностью и незнанием установленных правил. Подобно своим современникам и коллегам (В. Ясный, В. Хитилова, Э. Шорм, И. Менцель и др.) Форман противопоставлял эстетике соцреализма как на тематическом, так и на стилистическом уровнях опыт и традиции чешской литературы (Я. Гашек, Б. Грабал, Й.Шкворецки), стремясь сообщить вписанному в документальную среду повествованию метафорический и символический смысл, сатирически изображая жизнь рядовых членов социалистического общества. Премия чехословацкой кинокритики (1963), Гран-при и «Золотой парус», первая премия молодой критики на МКФ в Локарно (1964); премия Федерации итальянских киноклубов, премия журнала «Синема 60» на МКФ в Венеции, премия молодой кинокритики на МКФ в Оберхаузене, Главный приз в художественном конкурсе к 20-летию освобождения Чехословакии (1965).

10 марта (суббота) в 15-00
ГОРИТ, МОЯ БАРЫШНЯ…
(Hori, ma panenko). Италия – Чехословакия, 1967, 71 мин.
Реж. Милош Форман. В ролях: Ян Востричел, Йозеф Себанек, Йозеф Валнога, Франтишек Дебелка, Йозеф Колб, Ян Стёскл, Вратислав Чермак, Вацлав Новотный.
Легкая, увлекательная сатирическая комедия с чередой плотно следующих друг за другом смешных эпизодов, основанная на реальном событии – бале пожарных, на котором постановщику довелось присутствовать лично в маленьком чехословацком городке Врхлаби. Добиваясь максимальной органичности, Форман почти все роли поручил местным жителям, предоставив им максимальную свободу: текст они не учили, а лишь импровизировали в кадре на заданную тему. В итоге получилось еще одно яркое киносвидетельство состояния морали современного общества, где всё фальшиво и наиграно: если поздравления, то штампованные, если слова благодарности, то заранее заученные, если казённое имущество то его обязательно кто-нибудь разворует, ну а секса, разумеется, официально нет, но если очень хочется, то под столом… Нелицеприятный взгляд на чешский национальный характер, того самого «среднего человека», на которого в ходе социалистического эксперимента возлагались все надежды, обернулся для Формана угрозой десяти лет тюрьмы «за нанесение экономического ущерба» (продюсер потребовал вернуть деньги), судьбоносной встречей в Париже с Франсуа Трюффо и его коллегами, которые выкупили фильм у чехословацкого правительства и на волне событий Пражской весны организовали его успешный мировой прокат под названием «Бал пожарных», открытием принципиально новых творческих перспектив. Номинация на «Оскар» (1969).

17 марта (суббота) в 15-00
ОТРЫВ
(Taking Off). США, 1971, 87 мин.
Реж. Милош Форман. В ролях: Тина Тернер, Кэти Бэйтс, Линн Карлин, Бак Хенри, Джорджиа Энгел, Тони Харви, Одра Лайндли, Пол Бенедикт, Винсент Скьявелли, Дэвид Гиттлер, Айк Тернер, Линнеа Хикок
Первый заокеанский фильм Формана содержит необычный взгляд на американский образ жизни с точки зрения двух разных поколений: в поисках сбежавшей из дома девушки-подростка ее консервативные родители открывают для себя много такого, о чем ранее и подумать не могли. Снят фильм по-европейски, в узнаваемой манере режиссера, который в попытке показать Америку глазами иностранца сохраняет верность своей главной теме, методу и стилю. По примеру своих ранних комедий, открывших публике картину реального положения дел, постановщик касается здесь самой чувствительной струны нации, ставя под сомнение один из самых устойчивых мифов – об американской семейной идилии. Малобюджетный (менее 1 млн. $), экспериментальный для студии «Юниверсал» фильм вошел в число лучших лент об Америке начала 70-х, хотя массовый американский зритель не воспринял едкую сатиру на соотечественников и издержки контркультуры. Спецприз жюри МКФ в Канне (1971).

24 марта (суббота) в 15-00
КТО-ТО ПРОЛЕТЕЛ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ
(One Flew Over The Cuckoo’s Nest).
США, 1975, 129 мин.
Реж. Милош Форман. В ролях: Джек Николсон, Луиза Флейтчер, Уил Сэмпсон, Денни Де Вито, Делос Смит, Мими Саркисян, Бред Дуриф, Кристофер Ллойд, Уильям Рэдфилд.
Возведшая Формана в ранг виднейших режиссёров и принесшая ему мировую славу экранизация во многом автобиографического и ставшего в свое время бестселлером романа-антиутопии Кена Кизи (1962), который трансформирован в исполненную гуманистического пафоса притчу о судьбе личности в современном обществе. Начиная с этой картины, находки чешского периода творчества Формана подвергаются высокопрофессиональной огранке и предстают в драгоценном обрамлении (что не в последнюю очередь объясняется финансовыми причинами). Однако философия судьбы молодого поколения (конфликт отцов и детей, изначальное сиротство молодежи, лишенной психологического и социального пространства), художественная логика, социопсихическая поэтика остаются прежними. Меняются некоторые установки, отвечающие европейскому менталитету. Исчезает затянутость ритма, т.н. «чешский сюжет», выстраиваемый как цепочка анекдотов, рассказанных по случаю и объединенных, на первый взгляд, лишь внешне. Но сохраняется карнавальное мироощущение и черный юмор, острота наблюдений, умение ярко и точно увидеть смысл происходящего. Исчезает открытый финал, и появляется формановский хэппи-энд, который, не являясь вполне счастливым, все же оставляет персонажу и зрителю шанс или надежду. Неизменным атрибутом его фильмов становится «story», с помощью которой можно внести порядок в хаос окружающего мира, акцентируя то, что всегда привлекало внимание художника – человеческий интерес к индивиду… При бюджете всего в 4,4 млн. $ лента только в США собрала 109 млн. Второй фильм в истории американского кино, получивший 5 «Оскаров» в самых престижных номинациях: за лучшие фильм, режиссуру, сценарий, мужскую (Дж.Николсон) и женскую (Л.Флейтчер) роли; 5 «Золотых глобусов» за то же [единственный случай за всю историю этой награды](1976).

31 марта (суббота) в 15-00
АМАДЕЙ
(Amadeus). США, 1984, 180 мин.
Реж. Милош Форман. Комп. Вольфганг Амадей Моцарт. В ролях: Ф. Мюррэй Эбрэхам, Том Халс, Элизабет Берридж, Джеффри Джоунс, Рой Дотрайс, Кристина Эберсоул, Саймон Кэллоу, Чарлз Кэй.
Шедевр мирового кино о взаимоотношениях Моцарта и Сальери. Блестящая, умная экранизация имевшей огромный успех пьесы Питера Шеффера, в экранном эквиваленте которой постановщик укрупнил во многом автобиографический конфликт гения, которому все дается без труда, и старательно-добросовестной посредственности. Стойкая убежденность Формана в том, что миром управляют слабости и что именно они делают персонаж близким и понятным, оборачиваются тем, что Сальери предстает здесь не злым интриганом (согласно легенде), а человеком, которому дано понимать совершенство, глубоко переживать прекрасное, но отказано в таланте создавать его. И эта высшая несправедливость рождает томление ума и духа, деформирует их, превращая в ад жизнь человека, отмеченного талантом, но не Избранного. В центре фильма – зависть и страсть Сальери, его танталовы муки и бунт против Создателя. Фаустовская тема, которую Форман, оставаясь верным себе, воплощает с веселым сарказмом… Зрителям предоставляется возможность увидеть полную (режиссерскую) версию картины, где ранее непереведенные моменты снабжены субтитрами. 8 "Оскаров" за лучшие фильм, мужскую роль (Ф. М. Абрахам), режиссуру, адаптированный сценарий, декорации, костюмы, звук и грим; «Сезар» за лучшую иностранную картину во Франции; 3 премии «Давида» Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии, лучшему иностранному режиссёру и актёру (Т.Халс); 2 «Серебряных ленты» в Италии лучшему иностранному режиссёру и актёру (Т.Халс); премия «Аманда» за лучшую иностранную картину в Норвегии; премия «Роберт» за лучший иностранный фильм в Дании; премия «Юсси» в Финляндии лучшему иностранному кинематографисту (М.Форман); премия Японской киноакадемии и приз «Кинема дзюнпо» за лучшую иностранную ленту в Японии (1985).





Перейти в Афишу, посмотреть Курсы Валют на сегодня, Главные новости, Знакомства

тв программа на сегодня

задать вопрос юристу


inf

inf